Чечурина, М. Н. Международная интеграция и международные организации : [учебное пособие по дисциплинам "Международная интеграция и международные организации" и "Международная экономическая интеграция" для студентов специальности 030701.65 "Международные отношения" и направлений 031900.62 "Международные отношения", 080100.62 "Экономика" (профиль "Мировая экономика")] / М. Н. Чечурина ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Издательство МГТУ, 2013. - 231 с.

109 Повышению весомости участия России на саммитах АТЭС способст­ вовало расширение их повестки дня за счет политических вопросов. Эта тенденция проявилась еще в 1999 г., когда на саммите в Окленде было согласовано решение об отправке войск ООН в Восточный Тимор, и была закреплена в 2001 г., когда на саммите в Шанхае была принята резолюция, осуждающая терроризм. На саммите в Сантьяго в 2004 г. Россия совместно с США "протолк­ нула" инициативу о внедрении принципов контроля за перемещением в регио­ не АТЭС переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). По настоянию России в итоговых документах саммита была отмечена необходимость опоры контртеррористической активности АТЭС на соответствующие международно-правовые документы, в частности, резолюцию 1566 СБ ООН, а также важность активизации взаимодействия Форума с профиль­ ными международными организациями и институтами. Кроме того, Россия выступила одним из инициаторов создания в рам­ ках АТЭС механизма сотрудничества в области повышения готовности государств региона к чрезвычайным ситуациям. Россия выступала и с экономическими предложениями. На том же саммите в Сантьяго по ее инициативе в рамках АТЭС был создан Диалог по цветным металлам (ДЦМ), где за Россией было закреплено место сопредседателя совместно с Чили. Россия неоднократно предлагала свою помощь в формирования новой энергетической конфигурации в АТР и, прежде всего, в Восточной Азии путем создания системы нефте- и газо­ проводов, поставок судами сжиженного природного газа из восточных регионов России, где имеются значительные запасы углеводородов. Однако до последнего времени Россия оставалась для стран АТЭС гораздо менее интересным торгово-экономическим партнером, чем они для нее (доля России во внешнеторговом обороте стран АТЭС составляет примерно 1 %', в то время как доля стран АТЭС во внешнеторговом обо­ роте России превышает 15 %)1 2. Причина проста: Россия пока может предло­ жить региону, главным образом, лишь сырье, в то время как саму ее интере­ сует в первую очередь высокотехнологичная продукция, производимая в странах АТЭС. Что касается российских производителей сложной техноло­ гической и наукоемкой продукции, то они пока слабо представлены в АТЭС. 1 Медведев Д. А. 2008. Пресс-конференция по итогам встречи глав государств правительств стран-участниц АТЭС. Перу. Лима Статьи для СМИ стран АТЭС. 2008. 2 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz