Чечурина, М. Н. Инновационное развитие стран Арктического региона : монография / М. Н. Чечурина, В. К. Махортова, В. К. Соколенко. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2019. – 350 с.

49 дования и разработки. НИОКР в оборонной промышленности, по-видимому, оказывает негативное влияние на бизнес-финансирование исследований и раз­ работок, в то время как гражданские исследования и разработки оказывают нейтральное воздействие. Более целевое государственное финансирование бизнес-исследований и разработок может снизить барьеры на пути передачи знаний из университетов и, таким образом, может ограничить эффект вы­ теснения. В то время как вытеснение часто происходит немедленно, матери­ ализация вторичных эффектов может занять некоторое время. Эффективность этой политики варьируется в разных странах. Во-первых, страны, обеспечивающие уровень прямого финансирования бизнеса, кото­ рый является слишком низким или слишком высоким, стимулируют част­ ные НИОКР меньше, чем те, у которых средний уровень финансирования. Эффективность государственного финансирования бизнеса R & D (англ. Research and Development - исследования и разработки), по-видимому, имеет перевернутую форму U, увеличиваясь до среднего уровня субсидирования, равного 13 %, и затем снижаясь. На уровне субсидирования в размере 25 % дополнительные государственные деньги, по-видимому, заменяют частное финансирование. Эти цифры в основном являются иллюстративными, по­ скольку фактические пороговые значения зависят от конкретной политики и экономических условий, которые различаются по странам и изменяются с течением времени. Во-вторых, стабильные политики более эффективны, чем изменчивые политики. В-третьих, эффективность политики зависит от со­ четания инструментов политики. В частности, государственное финанси­ рование бизнес-исследований и налоговых льгот является заменой; более широкое использование одного снижает эффективность другого. Можно сформулировать несколько выводов. Во-первых, любая госу­ дарственная поддержка бизнес-исследований и разработок, скорее всего, будет эффективной, если она будет интегрирована в долгосрочную струк­ туру, поскольку это уменьшает неопределенность. Во-вторых, различные политические инструменты должны быть последовательными, подразуме­ вая, что различные задействованные учреждения должны координировать свои действия. В-третьих, если правительство хочет стимулировать бизнес­ исследования и исследования, ему следует избегать слишком большого или слишком маленького финансирования. В-четвертых, в то время как финанси­ рование исследований и разработок, связанных с обороной, явно не нацелено на стимулирование частных расходов на НИОКР, оно вытесняет граждан­ ские бизнес-исследования и разработки. В-пятых, исследования, проведенные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz