Чечурина, М. Н. Инновационное развитие стран Арктического региона : монография / М. Н. Чечурина, В. К. Махортова, В. К. Соколенко. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2019. – 350 с.

48 Правительства, особенно из небольших стран ОЭСР, не могут финанси­ ровать все области науки. Поэтому все большее число стран ОЭСР дополняет институциональное финансирование научных исследований более целена­ правленными усилиями по наращиванию потенциала. Многие из этих усилий направлены на создание "центров передового опыта", особенно в новых обла­ стях. Помимо их прямого влияния на развитие знаний и инновационный по­ тенциал, создание исследовательских центров мирового класса играет важную роль в формировании исследовательских сетей и кластеров. Они помогают со­ здать совместную среду между промышленными и университетскими исследо­ вателями и обеспечить критическую массу людей, которые могут расширить исследования и распространить полученную технологию. Такие центры также действуют как магниты для высококвалифицированных людей со всего мира. Государственная поддержка науки и инноваций выходит за рамки под­ держки науки и долгосрочных исследований. Большинство правительств стран ОЭСР стимулируют НИОКР и инновации в частном секторе, поскольку разрыв между частными и социальными доходами от НИОКР может означать, что частный сектор вкладывает слишком мало в НИОКР, а также потому, что неопределенность присуща инновациям. Ключевой вопрос в отноше­ нии такой финансовой поддержки заключается в том, могут ли правитель­ ства с достаточной степенью точности определить области, которым должна быть направлена поддержка. Проблема заключается не столько в "выборе победителей", сколько в определении технологических областей, которые могут способствовать развитию инноваций, имеющих большие преимуще­ ства для общества. Более того, разработка таких программ имеет важное значение. При оказании непосредственной поддержки бизнес-исследованиям и исследованиям правительствам все чаще необходимо будет рассматривать вопрос о том, не могут ли заменить некоторые из этих средств новые источ­ ники финансирования, такие как венчурный капитал. Правительства поддерживают частные НИОКР несколькими способами, включающими прямую поддержку, налоговые льготы, финансирование уни­ верситетов и научно-исследовательских учреждений, но анализ ОЭСР по­ казывает, что не все из них в равной степени эффективны. Как налоговые стимулы, так и прямая общественная поддержка стимулируют НИОКР, фи­ нансируемые бизнесом, но исследования, проводимые правительством и уни­ верситетами, могут вытеснять частные исследования и разработки. Публично финансируемые исследования могут привести к технологии, которая исполь­ зуется бизнесом, даже если это не влияет непосредственно на частные иссле

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz