Чечурина, М. Н. Инновационное развитие стран Арктического региона : монография / М. Н. Чечурина, В. К. Махортова, В. К. Соколенко. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2019. – 350 с.

218 пространение на рыбоперерабатывающие предприятия режима сельхозналога и освобождения от НДС; - с целью повышения качества услуг связи и широкополосного Интер­ нета в удаленных территориях направить усилия на развитие космической спутниковой группировки; - с целью обеспечения нефтегазовых проектов на шельфе арктических морей обеспечить строительство крупнотоннажных морских сооружений (плавучих заводов СПГ) и инфраструктуры перевалки газа; - с целью решения экологических проблем стимулировать предприятия инвестировать в экологически безопасные технологические решения посред­ ством предоставления налоговых и прочих льгот; - с целью улучшения здоровья и продолжительности жизни местного населения: разработать общенациональную программу по борьбе с онколо­ гическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями; на региональном уровне расширить возможности для оздоровления детей, работающих взрослых и пен­ сионеров путем льготного посещения санаториев, национальных курортов и прочих оздоровительных мероприятий; - учитывая интересы коренных народов региона (главным образом, кольских саами): регулировать отношения ресурсодобывающих компаний и коренных народов; расширение возможностей образования и получения медицинских услуг. Таким образом, определена роль Мурманской области как центра инно­ вационного развития АЗРФ (ввиду имеющихся конкурентных преимуществ), выявлены слабые и сильные стороны региона, дана оценка стратегии соци­ ально-экономического и перспективного инновационного развития Мурман­ ской области (применение территориально-кластерного подхода) в сфере энергосбережения, АПК, ИКТ, нефтегазовой отрасли, экологической и со­ циальной сферах жизнедеятельности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Достоинства и потенциал Арктического региона в настоящее время сложно недооценить. Среди выгод, извлекаемых из освоения и развития Арктики, можно выделить: использование более стабильных и менее затратных по вре­ мени и финансам транспортных морских путей (речь идет о северо-восточ­ ном и северо-западном морских путях) в сравнении с традиционными (через Суэцкий и Панамский каналы, а также через Южно-Китайское море (Малак

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz