Чечурина, М. Н. Инновационное развитие стран Арктического региона : монография / М. Н. Чечурина, В. К. Махортова, В. К. Соколенко. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2019. – 350 с.

190 полярных исследований. Однако активной научно-исследовательской деятель­ ностью занимаются университеты, находящиеся в арктической зоне. Среди них можно выделить: Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова (далее - САФУ), Мурманский арктический государ­ ственный университет (далее - МАГУ) и Мурманский государственный тех­ нический университет (далее - МГТУ). Так, САФУ совместно с ОАО «Центр судоремонта "Звездочка"» (г. Северодвинск) создали учебно-исследователь­ ский центр по подготовке и повышению квалификации кадров для предприя­ тий оборонно-промышленного комплекса и судостроительной отрасли. Центр располагает лабораторией, охватывающей все стадии производственного процесса от моделирования до фактического изготовления изделия. Исследо­ вательский офис сетевого университета Арктики в САФУ объединяет вузы и научные центры приарктических и внерегиональных государств. На базе Архангельского научного центра Федеральным агентством науч­ ных организаций в 2016 г. было принято решение по созданию Федераль­ ного центра комплексных исследований. Задачами Центра являются: сбор, обобщение и систематизация информации об АЗРФ, проведение междисци- 235 плинарных фундаментальных и прикладных научных исследований . • Развитие транспортной инфраструктуры и эффективное использова­ ние СМП Основу транспортных связей на Севере составляют морские перевозки. В 2017 г. объем перевозок по СМП составил 9,9 млн т (+32,8 % к уровню 2016 г.), в том числе транзитных - 194,3 тыс. т. В целях развития СМП был принят закон о государственном регулировании торгового мореплавания в акватории СМП, создано 4 арктических базовых пункта в портах Диксон, Тикси, Певек и Провидения, а с 2013 г. создана и приступила к работе Адми­ нистрация СМП. В 2015 г. правительством был утвержден "Комплексный проект развития Северного морского пути", который предусматривает меры по навигационно-гидрографическому, аварийно-спасательному и гидроме­ теорологическому обеспечению плавания судов в акватории СМП, строитель­ ство новых ледоколов, развитие морских портов, разработку и строитель­ ство морской техники. На сегодня в акватории СМП действуют 8 линейных ледоколов, 4 из которых - атомные ("50 лет Победы", "Ямал", "Таймыр",* 235 Зайков К. С., Калинина М. Р., Кондратов Н. А., Тамицкий А. М. Стратегические приоритеты научных исследований России и зарубежных государств в арктическом ре­ гионе // Арктика: экология и экономика. 2016. № 3 (23). С. 29-37.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz