Чечурина, М. Н. Инновационное развитие стран Арктического региона : монография / М. Н. Чечурина, В. К. Махортова, В. К. Соколенко. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2019. – 350 с.
161 Исходя из данных по странам ЕС, можно сделать вывод о том, что госу дарственные закупки еще не очень популярное явление, однако участие фирм в тендерах и конкурсах на государственные закупки оказывает положитель ное влияние на конкуренцию и инновационную деятельность в целом. Данное направление интересно и для России, так как государственные закупки обес печивают бизнес-сектор определенными гарантиями, финансовыми средствами для дальнейшей инновационной деятельности, способствуют конкуренции на рынке инноваций, и самое главное - содействуют повышению спроса на передовые технологии. Однако для этого в программу государственных за купок необходимо включить компонент "инновационности" продукта или услуги как обязательного и определить критерии определения "инноваци онности" на законодательном уровне. Поощрение совместных инновационных проектов. Здесь интересен опыт Норвегии в создании так называемых Норвежских контрактов на НИОКР. Сторонами контракта являются либо только бизнес-представители, либо биз нес-представители и государственные структуры. Контракты на проведение промышленных ИиР направлены на усиление промышленного исследова тельского сотрудничества, особенно с вовлечением норвежских МСП. По добные гранты должны стимулировать проекты исключительного уровня инновационности. Таким образом средства, выделяемые на такие проекты, покрывают до 35 % всех затрат на развитие проекта. Программа открыта и для ненорвежских компаний, намеревающихся усилить свою внутреннюю исследовательскую базу, посредством работы с норвежскими МСП в каче стве поставщиков исследовательских мощностей. В рамках этой схемы подпи сывается контракт на сотрудничество между предприятиями-разработчиками новой технологии или продукции с одной стороны и потребителями с дру гой стороны при гарантийном и финансовом участии "Innovation Norway". Совершенствование системы финансирования. В развитых странах фи нансирование промышленных НИОКР осуществляется как правило за счет корпораций - почти на 90 %. Наблюдается исключительно высокая актив ность малых инновационных компаний, что в немалой степени связано с су ществованием специальных государственных программ поддержки таких фирм, а также с развитостью и доступностью венчурного капитала - основ ного источника средств. В России же монополисты-гиганты не нуждаются в больших расходах на инновации, так как для них фактически отсутствует конкуренция, а у МСП попросту нет свободных финансовых средств для осу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz