Чечурина, М. Н. Инновационное развитие стран Арктического региона : монография / М. Н. Чечурина, В. К. Махортова, В. К. Соколенко. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2019. – 350 с.
15 инновационного предпринимательства, особенно в области продвижения новых технологий, научных разработок, создания наукоемких производств. Одним из источников создания инновационных компаний такого рода является их организация на базе научных и образовательных учреждений, выступающих непосредственным поставщиком идей, научных разработок, технологий. Принятый в 2009 г. федеральный закон № 217-ФЗ "О внесении изме нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопро сам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) ре зультатов интеллектуальной деятельности" позволил высшим учебным за ведениям и научно-исследовательским институтам самостоятельно создавать малые предприятия для практического внедрения результатов своей интел лектуальной деятельности. Цель данного закона не просто организация пред приятий при вузах и НИИ, а создание предприятий, которые производили бы конкурентоспособную продукцию и приносили прибыль. Для этого необ ходимо создавать работающие, универсальные и эффективные схемы орга низации инновационных компаний. Обратившись к европейскому опыту, накопленному в области созда ния инновационных фирм, можно выделить следующие схемы (модели) ор ганизации: спин-офф (spin-off) компании, спин-аут (spin-out) компании. Спин-офф компании представляют собой фирмы-отпрыски, выделяю щиеся из материнской компании с целью самостоятельной разработки, осво ения и внедрения на рынок нового продукта или технологии. Фирмы такого рода чаще всего создаются посредством преобразования подразделения ком пании в самостоятельную фирму. Спин-компании основываются на базе технологии или разработки, со зданной материнской компанией с одной целью - внедрить объект научно исследовательской деятельности на рынок. Обе модели организации спин-компаний основаны на акционерном ме ханизме инвестирования в создаваемую фирму. Компания-учредитель распо лагает контрольным пакетом акций вновь созданного предприятия и в слу чае успешной работы новой компании может либо снова включить компанию в свою структуру, либо выгодно ее продать. При этом фирма, организо ванная по модели "спин-офф", выделяется из состава предприятия (науч ной организации), преобразуется в аффилированное предприятие с утратой управленческого контроля материнской фирмы над спин-офф компанией.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz