Чечурина, М. Н. Инновационное развитие стран Арктического региона : монография / М. Н. Чечурина, В. К. Махортова, В. К. Соколенко. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2019. – 350 с.

157 кредитов, целевых кредитов банков под государственные гарантии, инве­ стиционных фондов и долевого участия иностранных инвесторов. Задача органов региональной власти - обеспечить условия, способствующие моби­ лизации инвестиционных ресурсов негосударственных инновационных кор­ пораций, банков и их ориентацию на реализацию наиболее значительных, приоритетных для региона направлений инновационного развития. 3.4. Возможность использования Россией опыта зарубежных приарктических стран по инновационному развитию Исследование передового зарубежного опыта 199 позволяет выработать следующие рекомендации. Защита интеллектуальной собственности должна находиться в центре внимания всех участников инновационного процесса. Изобретатели должны обладать эксклюзивными правами на свои открытия. Заявка на патент должна подаваться не организацией, а физическим лицом, а человек - изобретатель - должен, таким образом, стать ключевым элементом в данном процессе. В дан­ ном контексте наиболее оптимальной представляется процедура патентова­ ния в США. Там после патентования в течение года готовится публикация и подается заявка в Патентное ведомство США. Данная публикация гаранти­ рует приоритет и авторство. В России же после подобной публикации за­ явление на патент отклоняется. Также интересен опыт США в создании Национальной сети трансфера технологий, состоящей из головного Национального центра трансфера тех­ нологий и шести расположенных в разных частях страны региональных цен­ тров. В РФ региональные центры передачи технологий следует расположить в областных центрах. Как видно из опыта развитых стран, университеты, являющиеся основ­ ными поставщиками знаний и местом проведения фундаментальных и при­ кладных исследований, - основа НИС. В данной сфере перспективными направлениями являются: 1. Закрепление науки и образования в качестве средства повышения ин­ новационного потенциала на законодательном уровне (подобно Дании). 2. Организация высшего образования преимущественно на бесплатной основе (как в скандинавских странах). Данная мера обусловлена тем, что че­ 199 Чечурина М. Н., Соколенко В. Э. Сравнительный анализ национальных иннова­ ционных систем стран Арктического региона // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 9. С. 115-132.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz