Чечурина, М. Н. Инновационное развитие стран Арктического региона : монография / М. Н. Чечурина, В. К. Махортова, В. К. Соколенко. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2019. – 350 с.
138 Традиционным направлением косвенной поддержки инновационной де ятельности, что соответствует мировой практике, является предоставление налоговых льгот, прежде всего по налогу на прибыль корпораций. С 2007 г. по налогу на прибыль организаций разрешено уменьшить налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных в предыдущем году, расходы на НИОКР включаются в состав прочих расходов в размере фактически осу ществленных расходов (равномерно в течение года). В процессе государствен ного регулирования инновационной сферы важно обеспечить неуклонное возрастание роли государства как ключевого системообразующего иннова ционного инвестора и интегратора. Это, прежде всего, обусловлено постоянно повышающейся ресурсоем костью инновационной деятельности, вследствие чего многие инновацион ные проекты и программы не могут быть успешно реализованы только си лами частного бизнеса и требуют финансовой поддержки государства. Известно, что современный экономический рост отличает приоритетная роль интеллектуализации производства - интенсивность НИОКР определяет уровень экономического развития. Согласно прогнозам экспертов в XXI в. интеллектуализация труда станет главным фактором глобальной конкурен ции. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров и организации производства, в развитых странах при ходится 70-85 % прироста ВВП. В этой связи не случаен постоянный рост доли расходов на науку и образование в ВВП развитых стран, которая се годня составляет 3 %; при этом доля государства в этих расходах составляет 35-40 %. Высокая степень участия государства в стимулировании НТП обу словлена спецификой инновационных процессов (значительная капиталоем кость научных исследований и высокая степень риска, зависимость от сте пени развития общей научной среды и информационной инфраструктуры, специфика требований к квалификации кадров, необходимость защиты ин теллектуальной собственности и т. п.). Обобщая факторы государственной поддержки, можно представить госу дарственное управление инновационной деятельностью как поддерживаю щую подсистему (рис. 3.2) основной системы инновационного процесса 163 . При сравнении доли государства в крупнейших компаниях в РФ и за ру бежом заметно влияние государства на экономику России (рис. 3.3). 163 Чечурина М. Н. Управление инновационным процессом в многоуровневой эко номической системе. СпбАУиЭ, 2010. 214 с.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz