Чечурина, М. Н. Инновационное развитие стран Арктического региона : монография / М. Н. Чечурина, В. К. Махортова, В. К. Соколенко. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2019. – 350 с.

136 вационной стратегии государства, без которой невозможно представить ре­ альное, глубокое и долговременное обновление экономики и всего обще­ ственного организма. Функцией государства на стартовом этапе создания национальных ин­ новационных систем является их финансовая и организационная поддержка, создание условий и стимулов для инновационной деятельности. Реализация функций государства по созданию инновационной сферы включает в себя несколько задач. Их можно разделить на два класса. 1. Общесистемные: а) общеэкономические (инфляция, ставка рефинансирования, налоги, бюджет); б) общеадминистративные (качество государственных услуг, защита прав собственности, организационные формы управления). 2. Специфические для инноваций сферы: а) экономические (нехватка средств у бизнеса, экономические риски); б) социальные (качество персонала, качество менеджмента). Главная забота государства - создание национальной инновационной системы. Прежде всего, необходимо обеспечить управление инновационной деятельностью самого государства в лице органов государственной власти и управления, т. е. необходима государственная реформа на основании управ­ ленческих инноваций. Спектр регулирующих экономическое развитие направлений деятель­ ности государства можно свести к трем главным функциям: - регулирование рынка; - восполнение недостатков рынка; - перераспределение ресурсов. Все три функции государства имеют непосредственное отношение к ре­ гулированию инновационной деятельности. Антимонопольные меры госу­ дарства, регулирующие рыночные отношения, должны снимать барьеры входа на рынок инновационным компаниям, а также создавать условия для распространения инноваций, находящихся в монопольном владении. Восполнение недостатков рынка осуществляется развитыми государ­ ствами на путях поддержки фундаментальных исследований, образования, наукоемких секторов промышленности, т. е. там, где бизнес не может по­ лучить достаточной рентабельности своих затрат, а положительные внеш­ ние эффекты имеют общегосударственное значение.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz