Чечурина, М. Н. Инновационное развитие стран Арктического региона : монография / М. Н. Чечурина, В. К. Махортова, В. К. Соколенко. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2019. – 350 с.

133 ется на средства регионального бюджета и инвесторов, на ее территорию распространяются федеральные льготы и преференции, предусмотренные для ОЭЗ. Согласно законодательству инженерная, транспортная, социаль­ ная, таможенная инфраструктура зон создаются за счет средств бюджетов разных уровней. На практике этот процесс, как правило, занимает длитель­ ное время. На данном этапе проблема выглядит системной: руководство реги­ онов зачастую не заинтересовано в развитии ОЭЗ, требующих значительных затрат финансовых, организационных, кадровых и иных ресурсов. Нако­ нец, одним из самых сложных вопросов в ходе создания зон стало урегули­ рование имущественных и земельных отношений между собственниками раз- 156 ных уровней . Эффективность технико-внедренческих зон пока оставляет желать луч­ шего и составляет лишь 30 копеек на 1 рубль бюджетных средств. Среди негативных последствий деятельности на территориях ОЭЗ выделяют воз­ никновение еще большего разрыва между регионами-донорами и регионами- реципиентами дотаций из центра, а идею превратить развитые субъекты страны в "локомотивы" экономики - фикцией 156 157 . В результате 27 мая 2016 г. было принято решение о приостановлении создания новых ОЭЗ до разра­ ботки стратегического подхода к данному вопросу и соответствующих из­ менений законодательства. Альтернативная модель инновационной экономической зоны с особым правовым режимом действует на основании Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"» 158 . Помимо специального налогового и таможенного режима для резиден­ тов Закон предусматривает отмену на территории центра устаревших строи­ тельных норм, а также работу только частных образовательных, медицинских и охранных организаций. Участие в проекте не было привязано к объему ка­ питальных вложений, что выгодно отличает проект "Сколково" от технико­ внедренческих и иных особых экономических зон. Инновационный центр "Сколково" реализуется за счет Фонда "Сколково". В рамках реализации проекта "Сколково" создан Центр интеллектуальной собственности. Всего за период с 2011 г. по 6 мес. 2015 г. компании - участ­ 156 Селезнев П. С. Инновационная политика современного государства: стратегии, модели, практика. С. 334-336. 157 Там же. С. 333-337. 158 Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"» // СЗ РФ, № 40, 2010. ст. 4970.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz