Чечурина, М. Н. Инновационное развитие стран Арктического региона : монография / М. Н. Чечурина, В. К. Махортова, В. К. Соколенко. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2019. – 350 с.

125 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" аспирантура теперь выступает в качестве третьего уровня высшего профессионального образования. Выпускник аспирантуры при условии успешного освоения про­ граммы и прохождения итоговой государственной аттестации получает ди­ плом государственного образца с присвоением квалификации "Исследова­ тель. Преподаватель-исследователь". Данное нововведение породило массу споров и критики. С одной стороны, данная система позволяет аспиранту, не защищая кандидатскую диссертацию, получить диплом с присуждением квалификации по соответствующему направлению подготовки. С другой сто­ роны, внеся данные изменения, науку отделили от образования окончательно, дискредитировали аспирантуру, а многие до сих пор не понимают смысла формулировки в дипломе "Исследователь. Преподаватель-исследователь". Так, вице-президент РАН Козлов В., высказался следующим образом: "Се­ годня, по данным Минобрнауки, в высшей школе систематически занимаются научной работой около 30 % сотрудников. Теперь эта цифра, скорее всего, станет еще меньше, поскольку закон жестко определил аспирантуру как сту­ пень образования, то ко всем структурам, которые организуют обучение, будут предъявляться одинаковые требования. Научный институт обязан по­ лучить лицензию на образовательную деятельность, а для этого необходимо иметь собственные медпункт, пищеблок, библиотеку с полным набором учеб­ ной литературы, аудитории для занятий, места отдыха... Понятно, что не­ большим НИИ эти требования не выполнить и аспирантуры в них могут за­ крыться. Люди, которые писали новый "Закон об образовании", явно плохо понимают смысл научной деятельности и, соответственно, особенности обу- 134 чения исследователей ." Наряду с сокращением числа вузов с 2012 г. (в ходе реализации поли­ тики по выявлению "неэффективных вузов", Приложение, табл. 7) в России также наблюдается заметное сокращение числа диссертационных советов по гуманитарным наукам. Данные изменения связаны с подписанием в 2013 г. приказа "Об оптимизации сети советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук". Основная цель данного приказа - не потерять нормально работающие со­ веты, но одновременно получить людей, которые смогут задать современные* 134 По разным углам. Новый закон разводит науку и образование. URL: http://dissertation-info.ru/index.php/2013-09-04-13-12-25/141-2013-09-04-13-23-45.html (дата обращения: 20.01.2018).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz