Чапенко, А. А. Титовская оборонительная операция. 22 июня - 5 июля 1941 года / А. А. Чапенко ; [предисл. А. А. Киселева] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2014. – 189 с. : табл.
Карельском фронте воевали представители всех народов России. «И мы, - говорил он, - никогда не должны забывать их имена - подводника Гад- жиева из Дагестана, снайпера Алиева из Азербайджана, штурмана Дуглад- зе из Грузии, русского летчика Сафонова». И попутно еще один факт биографического свойства. В 70-80-е гг. я переписывался с одним из жителей Тироля, воевав ших у нас в Заполярье (именно тогда группа горных егерей приезжала в Заполярье, чтобы установить памятник своим погибшим товарищам). И в этот вечер он мне доказывал, что на Титовке воевали не фашисты, и даже не немцы, а австрийцы. И они в качестве наемников выполняли, мол, свой долг - служили вермахту. И служили честно - многие из них так и оста лись лежать в Кольской земле. 4. О некоторых частностях: 1. Автор явно увлечен темой и порой злоупотребляет военной тер минологией. В рукописи была масса аббревиатур, часто они заслоняют ос новной текст. Надо почистить содержание рукописи. К тому же ряд терми нов дается неточно. Например, где разница между «соединением» и «под разделением»? 2. Во многих случаях не надо давать полностью имя и отчество того или иного человека, достаточно и инициалов. 3. Убрать все «возвышенные» титулы в отношении А.А. Киселева и М.Г. Орешеты. 4. Еще раз уточнить написание: Рюф или Руеф? 5. Самокаты-велосипедисты? А не мотоциклисты? 6. Откуда взялся термин «Титовка-река»? Ни в географическом сло варе В.Г. Мужикова, ни в других справочниках аналогичного типа такого словосочетания я не видел. Или это из военных источников? Но лучше да вать просто «Титовка». 7. Надо устранить грамматические ошибки, неясности в написании дат. Надо поработать со сносками: кое-где в повторах давать «Там же», «Указать сочинение» и т.д. 8. Нужны карты и схемы. Дать хотя бы то, что есть у Н.М. Румянце ва, М.Г. Орешеты, у А.А.Киселева. 9. Повторюсь: надо просмотреть текст монографии с точки зрения ис пользования аббревиатур - их так много, что читатель теряется, не будет ли он постоянно сверяться со справочником сокращений в конце монографии. План надо переделать. Это же не курсовая работа или школьное со чинение. Это научный труд. Надо вместо 12 глав сделать 4-5, но проблем ных. А все приложения объединить в один кусок. Попутно замечу, что в ряде случаев приложения ценнее некоторых разделов монографии, осо бенно по спискам личного состава и потерянной боевой техники. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz