Чапенко, А. А. Титовская оборонительная операция. 22 июня - 5 июля 1941 года / А. А. Чапенко ; [предисл. А. А. Киселева] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2014. – 189 с. : табл.

проходивших в Германии курсы повышения квалификации (кстати, все эти мероприятия так и остались незамечены советской стороной, что говорит о слабости, точнее о полном отсутствии агентурной разведки в Северной Норвегии). Переодетые в гражданскую одежду офицеры ГК «Норвегия» под видом туристов выезжали в район Петсамо, на территорию Финлян­ дии, для проведения рекогносцировок вдоль границы с СССР. Понимая всю серьезность титовских ДОТов, как возможного препятствия, которые были прекрасно видны от финской границы, немцы начали интенсивно тренироваться в штурме такого рода укреплений - для этих целей они ис­ пользовали несколько старых пограничных норвежских бункеров. Эти ог­ невые точки обрабатывались тяжелой артиллерией, атаковывались специ­ ально подготовленными штурмовыми группами и авиацией. Любопытно, что все планы нападения на Советское Заполярье хранились в глубокой тайне, и личному составу объяснялось, что эти навыки по захвату укреп­ ленных огневых точек личному составу понадобятся при высадке на Шпицберген или в Исландии1. Еще до вступления на территорию Финляндии немцы озаботились приведением в порядок дорог и мостов Северной Финляндии, понимая, что от успешного функционирования этих немногих дорог и мостов во многом будет зависеть успех будущего наступления. По взаимной договоренности с финнами, к ремонту инфраструктуры было привлечено 2 тыс. вольнона­ емных финских рабочих, заранее переброшенных на север, а также под­ разделения 405-го строительного батальона и рабочие из RAD (Reichsarbeitdienst - Имперской трудовой службы), личный состав которых был переодет в гражданскую одежду и отправлен в Северную Финляндию. Они привели в порядок дорожную инфраструктуру региона - мосты и ро- ваниемское шоссе (немцы называли его Айсмеерштрассе (EismeerstraBe) - Арктическое шоссе), а также дороги, которые вели от Петсамо к границе с СССР. Как говорил командующий ГСК «Норвегия» генерал горных войск Э. Дитль «Перед тем как идти в наступление надо будет сначала постро­ ить дороги»2. Справедливости ради надо сказать, что противник также не имел точных сведений о советской группировке ему противостоящей. Основ­ ным средством разведки было визуальное наблюдение, преимущественно с воздуха - ведение воздушной разведки стало ключевым способом сбора информации о частях 14-й А, разворачивавшихся на Титовке. Немцы в ча­ стности знали, что от Титовки до Западной Лицы нет нормальной дороги, 1 http://patriotmurmana.ru/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F [20 июля 2013 г., перевод книги Rilf Н. GebirgsjSger vor Murmansk. Der Kampf des Gebirgskorps «Norwegen» an der Eismeerfront 1941/42. - Innsbruk, 1957]. Манн К., Йоргенсен К. Война в Арктике. Боевые операции немецких войск на Край­ нем Севере. 1939-1945. - М., 2010. - С. 71. 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz