Чапенко, А. А. Титовская оборонительная операция. 22 июня - 5 июля 1941 года / А. А. Чапенко ; [предисл. А. А. Киселева] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2014. – 189 с. : табл.

После окончания титовских боев, советское командование, пытаясь найти оправдание этому поражению, заявляло, что в районе обороны не были установлены ни проволочные заграждения, ни минные поля. Однако, при этом в « Материале по обороне Титовки за время боев с 22.06 по 30.06.41 г.» указано, что в период с 22 по 28 июня 1941 г. помимо « окопов из камней » на заранее намеченных высотах, бойцами 95-го СП были уста­ новлены « малозаметные препятствия » и 50 « сюрпризов » в полосе оборо­ ны 8-й СР1. Что это были за « сюрпризы » и «малозаметные препятствия » в до­ кументе, к сожалению не уточняется. Помимо этого, в «Материале по обороне Титовки за время боев с 22.06 по 30.06.41 г.» указывается, что на дороге к Кутовой в районе расположения 2-й СР (видимо, где то на под­ ступах к населенному пункту Титовка-Река) были выставлены противопе­ хотные, и, что интересно, противотанковые мины2. Всего, на 24 июня 1941 г. 95-й СП имел в своем распоряжении 240 противотанковых мин, а 31-й ОСБ - 7203. Все вышесказанное позволяет предположить, что сапер­ ным имуществом советская группировка на Титовке была обеспечена в должной мере и что определенные инженерные работы по созданию пре­ пятствий на пути наступления противника 14-й СД все-таки предпринима­ лись, правда, увы, они не смогли воспрепятствовать натиску горных еге­ рей. Первый вражеский самолет-разведчик после начала войны, появился над Титовкой в 18.00 22 июня 1941 г. Он был отогнан огнем зенитной ар­ тиллерии . Попытка применить для перехвата вражеских самолетов свою авиацию 22 июня 1941 г. закончилась печально. Как сообщил в штаб 14-й А и.о. НШ 14-й СД капитан С.П. Дмитриев, из трех наших истребите­ лей, вылетевших навстречу противнику один потерялся в районе мыса Мишуков, а два других заблудились в тумане и разбились - один у Эйно (пилот - Черкашин), второй в Войта-Лахте (пилот - Мерцанов, самолет И-153). Летчики остались живы, хотя и получили легкие ранения5. Весь день 23 июня 1941 г. шел дождь, что, однако, не мешало в тече­ ние всего дня самолетам-разведчикам противника осуществлять пролеты над советской территорией, собирая информацию, необходимую врагу для подготовки наступления. В этот же день, пограничниками 82-го Рести- кентского ПО в районе южнее оз. Чапр было замечено передвижение не­ больших групп противника (до 7-10 чел.) и переноска ими, предположи­ тельно, мин. С 12.00 23 июня 1941 г. 31-й ОСБ приступил к приведению в порядок дороги, связывавшей населенный пункт Титовка-Река и оз. Титов- 1 ЦАМО РФ. - Ф. 1280. - Оп. 1 .-Д .9 .-Л . 8. 2 ЦАМО РФ .-Ф . 1280.-Оп. 1.-Д . 9 .-Л . 8. 3 ЦАМО РФ .-Ф . 363.-Оп. 6208.-Д . 15.-Л . 38. 4 ЦАМО РФ .-Ф . 1280.-Оп. 1.-Д . 10.-Л . 2. 5 ЦАМО РФ. - Ф. 363. - Оп. 6208. - Д. 15.-Л .5. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz