Чапенко, А. А. Титовская оборонительная операция. 22 июня - 5 июля 1941 года / А. А. Чапенко ; [предисл. А. А. Киселева] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2014. – 189 с. : табл.

жались штатными противотанковыми средствами пехотных подразделений противника, корпус танка разрушался даже от взрыва противопехотной мины. В силу этого, уже во время Зимней войны гораздо более эффектив­ ным стало использование этих машин как подвижных огневых точек (хотя огневая мощь пулемета ДТ была относительно невысокой), для охраны штабов соединений, доставки боеприпасов и эвакуации раненых1. Автобронерота ОРБ имела на вооружении 9 пушечных бронеавтомо­ билей БА-10, оснащенных не только пулеметным вооружением, но и 45-мм пушкой во вращающейся башне. По огневой мощи этот бронеавтомобиль серьезно превосходил плавающие танки Т-37 и Т-38, а также бронетехнику потенциального противника. Наличие пушечного вооружения повышало боевую устойчивость БА-10. Правда 45-мм орудие было исключительно противотанковым средством, и эффективность его огня по пехоте против­ ника была незначительной. Замаскировать эти машины для ведения огня из засад в условиях рельефа вокруг Титовки было невозможно, построить полноценные капо­ ниры - тем более. В итоге все боевые машины были как на ладони на виду у противника, что в принципе облегчало ему их уничтожение. Однако ана­ лизируя имеющиеся в ЦАМО акты на списание БТТ 35-го ОРБ, необходи­ мо подчеркнуть: абсолютное большинство легких плавающих танков Т-37 и Т-38 и бронеавтомобилей БА-10 разведбат 14-й СД утратил не вследст­ вие огневого воздействия противника. Причины потерь - увязание в боло­ тах и поломки ходовой части при движении по крупным камням (это, кста­ ти, прекрасно характеризует профессионализм личного состава 35-го ОРБ, прежде всего уровень подготовки мехводов) - т.е. из-за безграмотной экс­ плуатации. Те же машины, что не стали жертвами своих экипажей были брошены и частично выведены из строя по причине невозможности отсту­ пления из-за отсутствия нормальной дороги из района Титовки к Большой Западной Лице. Список БТТ 35-го ОРБ и ее судьбу можно проследить по таблице, приведенной в Приложении 62. Помимо 35-го ОРБ, двумя единицами бронетехники также распола­ гал прибывший уже после начала Великой Отечественной войны морем в район Титовки 112-й ОБС. В распоряжении воинов-связистов имелось два устаревших пулеметных бронеавтомобиля ФАИ (вооружение - 7,62-мм пулемет ДТ во вращающейся башенке). Об участии их в титовских боях никаких сведений не сохранилось, правда, имеются немецкие фотодоку­ менты по титовским боям, на которых виден подбитый и перевернутый бронеавтомобиль ФАИ, а по ведомостям потерь автомехтранспорта 14-й СД, оба этих бронеавтомобиля фигурируют как уничтоженные при авиаударах врага с воздуха3. 1 http://www.bronetehnika.narod.ru/t37/t37_2.html [19 июля 2013 г.]. 2 ЦАМОРФ.-Ф. 1280. - Оп. 1.-Д . 173.-Л . 95-120. 3 ЦАМОРФ.-Ф. 1280.-Оп. 1.-Д . 173.-Л . 8. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz