Чапенко, А. А. Титовская оборонительная операция. 22 июня - 5 июля 1941 года / А. А. Чапенко ; [предисл. А. А. Киселева] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2014. – 189 с. : табл.
жались штатными противотанковыми средствами пехотных подразделений противника, корпус танка разрушался даже от взрыва противопехотной мины. В силу этого, уже во время Зимней войны гораздо более эффектив ным стало использование этих машин как подвижных огневых точек (хотя огневая мощь пулемета ДТ была относительно невысокой), для охраны штабов соединений, доставки боеприпасов и эвакуации раненых1. Автобронерота ОРБ имела на вооружении 9 пушечных бронеавтомо билей БА-10, оснащенных не только пулеметным вооружением, но и 45-мм пушкой во вращающейся башне. По огневой мощи этот бронеавтомобиль серьезно превосходил плавающие танки Т-37 и Т-38, а также бронетехнику потенциального противника. Наличие пушечного вооружения повышало боевую устойчивость БА-10. Правда 45-мм орудие было исключительно противотанковым средством, и эффективность его огня по пехоте против ника была незначительной. Замаскировать эти машины для ведения огня из засад в условиях рельефа вокруг Титовки было невозможно, построить полноценные капо ниры - тем более. В итоге все боевые машины были как на ладони на виду у противника, что в принципе облегчало ему их уничтожение. Однако ана лизируя имеющиеся в ЦАМО акты на списание БТТ 35-го ОРБ, необходи мо подчеркнуть: абсолютное большинство легких плавающих танков Т-37 и Т-38 и бронеавтомобилей БА-10 разведбат 14-й СД утратил не вследст вие огневого воздействия противника. Причины потерь - увязание в боло тах и поломки ходовой части при движении по крупным камням (это, кста ти, прекрасно характеризует профессионализм личного состава 35-го ОРБ, прежде всего уровень подготовки мехводов) - т.е. из-за безграмотной экс плуатации. Те же машины, что не стали жертвами своих экипажей были брошены и частично выведены из строя по причине невозможности отсту пления из-за отсутствия нормальной дороги из района Титовки к Большой Западной Лице. Список БТТ 35-го ОРБ и ее судьбу можно проследить по таблице, приведенной в Приложении 62. Помимо 35-го ОРБ, двумя единицами бронетехники также распола гал прибывший уже после начала Великой Отечественной войны морем в район Титовки 112-й ОБС. В распоряжении воинов-связистов имелось два устаревших пулеметных бронеавтомобиля ФАИ (вооружение - 7,62-мм пулемет ДТ во вращающейся башенке). Об участии их в титовских боях никаких сведений не сохранилось, правда, имеются немецкие фотодоку менты по титовским боям, на которых виден подбитый и перевернутый бронеавтомобиль ФАИ, а по ведомостям потерь автомехтранспорта 14-й СД, оба этих бронеавтомобиля фигурируют как уничтоженные при авиаударах врага с воздуха3. 1 http://www.bronetehnika.narod.ru/t37/t37_2.html [19 июля 2013 г.]. 2 ЦАМОРФ.-Ф. 1280. - Оп. 1.-Д . 173.-Л . 95-120. 3 ЦАМОРФ.-Ф. 1280.-Оп. 1.-Д . 173.-Л . 8. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz