Чапенко, А. А. Титовская оборонительная операция. 22 июня - 5 июля 1941 года / А. А. Чапенко ; [предисл. А. А. Киселева] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2014. – 189 с. : табл.
возможного отступления эвакуировать это все имущество по суше просто будет невозможно. Продолжая разговор о дорожной сети титовского района обороны, надо отметить, что от населенного пункта Титовка-Река расходились на север и на юг две грунтовые дороги. Одна, весьма неважного качества, шла вдоль реки к озеру Титовскому (т.е. на юг, на левый фланг обороняющейся советской группировки) и водопаду, где был с началом войны и перебро ской сюда 2-го СБ 95-го СП и 35-го ОРБ, разбит крупный палаточный го родок, который немцы на своих картах отмечали как «Русский лагерь» а в советских документах он фигурировал как «лагерь 2-го батальона»1. Дру гая дорога шла на север, к Кутовой, связывая Титовка-Река с полуострова ми Рыбачий и Средний. Вопрос о количестве мостов, которые имелись через реку Титовка, точно не прояснен до настоящего времени. И он далеко не праздный, как может показаться на первый взгляд. От количества и места нахождения мос тов во многом зависела своевременность переброски подразделений с пра вого берега - т.е. со стороны Западной Лицы, возможность оперативной эвакуации личного состава и боевой техники, в случае захвата противни ком левого берега Титовки и ряд других вопросов. Многие из тех мостов, остатки которых сохранились до настоящего времени, не отмечены на кар тах тех лет. Плюс имеются фотографии (в основном немецкие, уже после захвата Титовки) на которых также явственно просматриваются мосты, ко торых также нет на картах тех лет. Николай Михайлович Румянцев, кото рый в своей книге «Разгром врага в Заполярье (1941-1944 гг.). Военно-ис- торический очерк» одним из первых обратился к изучению ВОВ в Заполя рье, в том числе и ее начального периода, описывая титовские бои упоми нал два моста - южный, захваченный врагом в исправном состоянии и север ный, который был взорван перед отходом частей 14-й СД из Титовка-Река2, Однако в реальности точное количество мостов до сих пор неясно, но, скорее всего, их было не два, а три или, возможно, даже четыре. Глав ный, самый капитальный из них находился в районе Титовка-Река (т.н. се верный мост или мост с дамбой), связывая левый берег, где находился по селок, с правым берегом, где находился причал в Титовской губе. Помимо этого, видимо, были два моста в среднем течении реки - один в районе, ко торый условно принято именовать «Русским лагерем» или «лагерем 2-го батальона», еще в документах этот мост часто именуется водопадным мос том или просто мостом-1054 (по наименованию квадрата на карте, в кото ром он находился)3. Этот последний мост традиционно именуют южным - именно от него должна была идти будущая дорога на Западную Лицу. 1 ЦАМО РФ .-Ф . 363. -Оп. 6208. -Д . 15.-Л . 80. 2 Румянцев Н.М. Разгром врага в Заполярье (1941-1944 гг.). Военно-исторический очерк.-М., 1963.-С . 31-32. 3 ЦАМО РФ. - Ф. 363.-Оп. 6208.-Д . 15.-Л . 85. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz