Чапенко, А. А. Титовская оборонительная операция. 22 июня - 5 июля 1941 года / А. А. Чапенко ; [предисл. А. А. Киселева] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2014. – 189 с. : табл.

возможного отступления эвакуировать это все имущество по суше просто будет невозможно. Продолжая разговор о дорожной сети титовского района обороны, надо отметить, что от населенного пункта Титовка-Река расходились на север и на юг две грунтовые дороги. Одна, весьма неважного качества, шла вдоль реки к озеру Титовскому (т.е. на юг, на левый фланг обороняющейся советской группировки) и водопаду, где был с началом войны и перебро­ ской сюда 2-го СБ 95-го СП и 35-го ОРБ, разбит крупный палаточный го­ родок, который немцы на своих картах отмечали как «Русский лагерь» а в советских документах он фигурировал как «лагерь 2-го батальона»1. Дру­ гая дорога шла на север, к Кутовой, связывая Титовка-Река с полуострова­ ми Рыбачий и Средний. Вопрос о количестве мостов, которые имелись через реку Титовка, точно не прояснен до настоящего времени. И он далеко не праздный, как может показаться на первый взгляд. От количества и места нахождения мос­ тов во многом зависела своевременность переброски подразделений с пра­ вого берега - т.е. со стороны Западной Лицы, возможность оперативной эвакуации личного состава и боевой техники, в случае захвата противни­ ком левого берега Титовки и ряд других вопросов. Многие из тех мостов, остатки которых сохранились до настоящего времени, не отмечены на кар­ тах тех лет. Плюс имеются фотографии (в основном немецкие, уже после захвата Титовки) на которых также явственно просматриваются мосты, ко­ торых также нет на картах тех лет. Николай Михайлович Румянцев, кото­ рый в своей книге «Разгром врага в Заполярье (1941-1944 гг.). Военно-ис- торический очерк» одним из первых обратился к изучению ВОВ в Заполя­ рье, в том числе и ее начального периода, описывая титовские бои упоми­ нал два моста - южный, захваченный врагом в исправном состоянии и север­ ный, который был взорван перед отходом частей 14-й СД из Титовка-Река2, Однако в реальности точное количество мостов до сих пор неясно, но, скорее всего, их было не два, а три или, возможно, даже четыре. Глав­ ный, самый капитальный из них находился в районе Титовка-Река (т.н. се­ верный мост или мост с дамбой), связывая левый берег, где находился по­ селок, с правым берегом, где находился причал в Титовской губе. Помимо этого, видимо, были два моста в среднем течении реки - один в районе, ко­ торый условно принято именовать «Русским лагерем» или «лагерем 2-го батальона», еще в документах этот мост часто именуется водопадным мос­ том или просто мостом-1054 (по наименованию квадрата на карте, в кото­ ром он находился)3. Этот последний мост традиционно именуют южным - именно от него должна была идти будущая дорога на Западную Лицу. 1 ЦАМО РФ .-Ф . 363. -Оп. 6208. -Д . 15.-Л . 80. 2 Румянцев Н.М. Разгром врага в Заполярье (1941-1944 гг.). Военно-исторический очерк.-М., 1963.-С . 31-32. 3 ЦАМО РФ. - Ф. 363.-Оп. 6208.-Д . 15.-Л . 85. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz