Чапенко, А. А. Титовская оборонительная операция. 22 июня - 5 июля 1941 года / А. А. Чапенко ; [предисл. А. А. Киселева] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2014. – 189 с. : табл.

14-й СД. Кроме этого, к лету 1941 г. на Титовку для усиления 95-го СП была осуществлена переброска других частей 14-й СД, которые также впо­ следствии приняли участие в Титовских боях. Это, во-первых, 35-й ОРБ со всей имеющейся в нем боевой техникой. Батальон был переброшен морем, его боевая техника, выгруженная на берег заняла места, выделенные под парк плавающих танков и бронеавтомобилей. Во-вторых, в Титовка-Река прибыли артиллеристы 14-й СД - 241-й ГАП, 149-й ОПТАД и 182-й 0 3АД, медики - началось развертывание 75-го МСБ и дивизионная артил­ лерийская ремонтная мастерская - 122-я ДАРМ. Перед разворачиваемой на Титовке и полуостровах Рыбачий и Средний группировкой войск 14-й СД была поставлена конкретная боевая задача, отраженная в ЖБД 14-й СД - готовиться к обороне побережья полуостровов Рыбачий, Средний и Коль­ ский, а также держать оборону на сухопутном фронте от фиорда Матти- вуоно (губа Малая Волковая) до озера Чапр1. Дорожная сеть в районе Титовки была развита крайне слабо - дорога Титовка-Западная Лица-мыс Мишуков только строилась - к весне 1941 г. не был построен 43-х километровый участок между Титовкой и Западной Лицей, т.е. полноценной эффективно функционирующей дорожной связи с Мурманском титовский оборонительный рубеж не имел. От моста через реку Титовку, в направлении на Западную Лицу, дороги на протяжении пяти километров вообще не было2. Это фактически исключало возможность отступления с тяжелой бое­ вой техникой от Титовки к Западной Лице в случае, если бы противнику удалось прорвать линию обороны титовского рубежа и отрезать его от по­ луостровов. Войска на Титовке оказывались в своеобразной мышеловке: отход был возможен только пешим порядком. Боевую технику, снаряже­ ние, автотранспорт и прочее габаритное имущество эвакуировать по суше не было возможности, ввиду отсутствия дороги. Отказ СФ от возможной эвакуации морем вообще ставил крест на любой эвакуации тяжелой техни­ ки и вооружения с Титовки в принципе. Правда, думается, вряд ли кто то в руководстве 14-й СД , штабе 14-й А и тем более в штабе ЛенВО предпола­ гала событийный сюжет при котором эта группировка должна была вооб­ ще отступать. Поэтому у причала Титовка-Река продолжали швартоваться пароходы, с которых на берег, для снабжения титовского рубежа обороны сгружалось продовольствие, топливо, снаряжение, имущество медсанбата и другие запасы, шла разгрузка разведбата с бронеавтомобилями и пла­ вающими танкетками, артиллерийских подразделений с орудиями, перед­ ками и тракторами, автомашин и спецтранспорта. И никто не задумывался над вопросом, что дороги для связи с Большой землей нет, что в случае 1 ЦАМОРФ.-Ф. 1280.-О п .1 -Д . 1 0 .- J1.1. 2 http://blockhaus.ru/forum/index.php?showtopic=20927&st=480 [9 сентября 2013 г., фо­ тография немецкого документа - протокола допроса лейтенанта П.И. Абрамова 01.07.1941 г.]. 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz