Чапенко, А. А. Титовская оборонительная операция. 22 июня - 5 июля 1941 года / А. А. Чапенко ; [предисл. А. А. Киселева] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2014. – 189 с. : табл.

ные разведданные относительно замыслов, численности и дислокации вражеской группировки. Это было надо для того, чтобы грамотно выстро­ ить оборону с учетом тех в целом немалых, кстати, сил которые имелись в распоряжении командования 14-й А. О том, что штаб 14-й А не уделял внимания сбору разведданных о противнике, отмечал в своих мемуарах и Г.А. Вещезерский1. Неплохо бы выглядело в этой связи нанесение превен­ тивного удара по врагу, по районам боевого сосредоточения и тыловым коммуникациям, если не в Северной Финляндии, на нейтралитет которой еще сохранялись какие то иллюзии, так в Северной Норвегии. Особенно эффективным, как представляется, был бы удар авиацией по мостам в рай­ оне Петсамо - одно это могло сорвать все планы немцев. К сожалению, разведка на всех уровнях работала неудовлетворительно. Это подтвержда­ ет хотя бы тот факт, что в первые часы боев штаб 14-й СД даже не знал, кто на них наступает - немцы или финны? Причем когда этот вопрос во время переговоров по ВТС во второй половине дня 29 июня 1941 г. был задан и.о. НШ-14 капитану С.П. Дмитриеву, тот бодро отрапортовал: два полка финнов!2Комментарии, как говорится, излишни. Во-вторых, абсолютно по-иному надо было развивать инженерную составляющую военного строительства на заполярном приграничье. Здесь надо отметить, что место строительства Титовского УРа было выбрано до­ вольно таки неудачно. Если бы ДОТы соорудили за рекой Титовкой, вдоль ее правого берега в районе южного моста, то они могли бы доставить вра­ гу, вынужденному под огнем этих укрепленных точек форсировать реку, гораздо больше неприятностей. Да и вообще, как представляется автору, учитывая профессионализм саперов вермахта во взятии такого рода укреп­ лений, ДОТы Титовского УРа, оказавшиеся, как показали грядущие бои, абсолютно бесполезными, вообще были не нужны. Было бы гораздо про­ дуктивнее, если бы все силы 31-го ОСБ и других строительных частей, бросили не на сооружение этих ДОТов, а на форсированное возведение ка­ чественной грунтовой дороги, соединившей бы титовское приграничье с Западной Лицей и Мурманском. Сложно переоценить роль этой коммуни­ кации, если бы она существовала к лету 1941 г. Она позволила бы полу­ чить устойчивую сухопутную связь с Мурманском, облегчила отступление, эвакуацию раненых, снабжение обороняющейся группировки боеприпаса­ ми, продовольствием, пополнением, ускорила бы выдвижение к границе 112-го СП и 158-го ЛАП. С другой стороны эта дорога, возможно, облег­ чила бы и наступление противнику, если бы ему удалось нанести 95-му и 112-му СП поражение сравнимое с тем, которое произошло в реальности. В-третьих, было необходимо ускорить перегруппировку войск 14-й А в направлении границы с Финляндией и восстановить спаянность 1 Вещезерский Г.А. У хладных скал. - М., 1965. - С. 14. 2 ЦАМОРФ.-Ф. 363.-Оп. 6208.-Д . 15.-Л . 85. 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz