Чапенко, А. А. Титовская оборонительная операция. 22 июня - 5 июля 1941 года / А. А. Чапенко ; [предисл. А. А. Киселева] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2014. – 189 с. : табл.
ные разведданные относительно замыслов, численности и дислокации вражеской группировки. Это было надо для того, чтобы грамотно выстро ить оборону с учетом тех в целом немалых, кстати, сил которые имелись в распоряжении командования 14-й А. О том, что штаб 14-й А не уделял внимания сбору разведданных о противнике, отмечал в своих мемуарах и Г.А. Вещезерский1. Неплохо бы выглядело в этой связи нанесение превен тивного удара по врагу, по районам боевого сосредоточения и тыловым коммуникациям, если не в Северной Финляндии, на нейтралитет которой еще сохранялись какие то иллюзии, так в Северной Норвегии. Особенно эффективным, как представляется, был бы удар авиацией по мостам в рай оне Петсамо - одно это могло сорвать все планы немцев. К сожалению, разведка на всех уровнях работала неудовлетворительно. Это подтвержда ет хотя бы тот факт, что в первые часы боев штаб 14-й СД даже не знал, кто на них наступает - немцы или финны? Причем когда этот вопрос во время переговоров по ВТС во второй половине дня 29 июня 1941 г. был задан и.о. НШ-14 капитану С.П. Дмитриеву, тот бодро отрапортовал: два полка финнов!2Комментарии, как говорится, излишни. Во-вторых, абсолютно по-иному надо было развивать инженерную составляющую военного строительства на заполярном приграничье. Здесь надо отметить, что место строительства Титовского УРа было выбрано до вольно таки неудачно. Если бы ДОТы соорудили за рекой Титовкой, вдоль ее правого берега в районе южного моста, то они могли бы доставить вра гу, вынужденному под огнем этих укрепленных точек форсировать реку, гораздо больше неприятностей. Да и вообще, как представляется автору, учитывая профессионализм саперов вермахта во взятии такого рода укреп лений, ДОТы Титовского УРа, оказавшиеся, как показали грядущие бои, абсолютно бесполезными, вообще были не нужны. Было бы гораздо про дуктивнее, если бы все силы 31-го ОСБ и других строительных частей, бросили не на сооружение этих ДОТов, а на форсированное возведение ка чественной грунтовой дороги, соединившей бы титовское приграничье с Западной Лицей и Мурманском. Сложно переоценить роль этой коммуни кации, если бы она существовала к лету 1941 г. Она позволила бы полу чить устойчивую сухопутную связь с Мурманском, облегчила отступление, эвакуацию раненых, снабжение обороняющейся группировки боеприпаса ми, продовольствием, пополнением, ускорила бы выдвижение к границе 112-го СП и 158-го ЛАП. С другой стороны эта дорога, возможно, облег чила бы и наступление противнику, если бы ему удалось нанести 95-му и 112-му СП поражение сравнимое с тем, которое произошло в реальности. В-третьих, было необходимо ускорить перегруппировку войск 14-й А в направлении границы с Финляндией и восстановить спаянность 1 Вещезерский Г.А. У хладных скал. - М., 1965. - С. 14. 2 ЦАМОРФ.-Ф. 363.-Оп. 6208.-Д . 15.-Л . 85. 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz