Чапенко, А. А. Титовская оборонительная операция. 22 июня - 5 июля 1941 года / А. А. Чапенко ; [предисл. А. А. Киселева] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2014. – 189 с. : табл.

Неприятным сюрпризом для советского командования стало отла­ женное врагом до автоматизма взаимодействие пехоты с авиацией, артил­ лерией и минометами1. Как отмечено в документах, у немцев « все подчи­ нено пехоте». Умелое взаимодействие с авиацией во многом объяснялось хорошо поставленной службой сигнализации - управление артиллерий­ ским огнем и целеуказание велось путем запуска сигнальных ракет разных цветов2. Управление мелкими подразделениями и огнем минометов также осуществляется ракетами. Для опознавания своих частей самолетами, нем­ цы пользовались небольшими складными полотнищами, которые были у каждого командира отделения. Это полотнище с одной стороны было бе­ лого цвета, а с другой - красного. Касательно способов разведки, осущест­ вляемых горными егерями, был зафиксирован следующий тактический прием: фактический отказ от ведения наземной разведки и возложение этих функций исключительно на авиацию. Отмечено также прекрасно по­ ставленное наблюдение, особенно воздушное, с применением специальных самолетов-разведчиков3. Наконец, советские аналитики отмечали и такой также противоречи­ вый факт, как крайне низкую приспособленность « отважного войска Гитлера», «уроженцев Тироля, привыкших к теплым климатическим усло­ виям» к суровому климату Заполярья, а также « боязнь » ведения ими бое­ вых действий ночью и в густой лесистой местности4. Оценивая причины поражения частей 14-й СД в титовских боях, де­ лая выводы относительно этой неудачи, практически все советские штаб­ ники, из числа тех, кто писал о них в вышеприведенных материалах 1941-1942 гг., вполне обоснованно главной причиной ставили своевре­ менное отсутствие в воздухе советской авиации. Господство люфтваффе в воздухе над Титовкой утром 29 июня 1941 г. вкупе с очень слабой назем­ ной ПВО, представленной только 182-м ОЗАД 14-й СД, и являлось, по мнению современников, ключевым фактором советского поражения5. Надо заметить, что наши самолеты над титовским приграничьем все-таки поя­ вились, но с явным опозданием, уже после того как враг отбомбился по нашим позициям. В документах отмечено появление в небе над Титовкой через час после завершения вражеских авианалетов 3 истребителей И-153, 6 И-16, а за ними 3 бомбардировщиков СБ6. Растянутость фронта, отсутствие гибкой обороны и мобильного, крепкого по силе резерва выделялось как главная причина быстрого про­ рыва врагом советской обороны и невозможности советской стороны за­ 1 ЦАМОРФ.-Ф. 1280.-Оп . 1 .-Д . 10.-Л . 17. 2 ЦАМОРФ.-Ф. 1280.-Оп. 1 .-Д . 10.-Л . 17. 3 ЦАМОРФ.-Ф. 363.-Оп. 6208.-Д . 15.-Л . 242. 4 ЦАМОРФ.-Ф. 1280.-Оп . 1 .-Д . 9 .-Л . 24. 5 ЦАМОРФ.-Ф. 1280.-Оп. 1 .-Д . 10.-Л . 16; Ф. 363. - Оп. 6208. - Д. 80. - Л. 2. 6 ЦАМОРФ.-Ф. 3 6 3 .-Оп. 6208.-Д . 15.-Л . 84. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz