Чапенко, А. А. Титовская оборонительная операция. 22 июня - 5 июля 1941 года / А. А. Чапенко ; [предисл. А. А. Киселева] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2014. – 189 с. : табл.
районе высот 105.3-257.4-281.4, в дальнейшем наступать на р. Титовка и овладеть мостом на 89-м километре (южный титовский мост)1. Для выполнения этой боевой задачи штаб 52-й СД решил усилить 112-й СП 1-м СБ 58-го СП (командир - капитан А.Ф. Шаров) и своим наи более мобильным подразделением - 62-м ОРБ, который был полностью моторизован и, кроме того, обладал бронетехникой - легкими плавающи ми танками (танкетками) Т-37/Т-38 и пушечными бронеавтомобилями БА-10. 62-й ОРБ должен был не только оказать поддержку наступающим частям 112-го СП но и осуществить выполнение своих прямых функций - осуществить разведку, определить местоположение противника и основ ные направления его наступления. Для выполнения этой задачи в условиях фактического бездорожья, менее всего годились танки Т-37/Т-38, имев шиеся в танковой роте 62-го ОРБ или бронемашины автобронероты ба тальона. Опыт применения танков и бронеавтомобилей 35-м ОРБ в титов ских боях наглядно показал всю проблематичность использования броне техники в условиях горнопересеченной и болотистой местности. Думается, если бы 62-й ОРБ ушел на левый берег Западной Лицы в полном составе, то его танки и бронемашины ждала бы участь бронетехники 35-го ОРБ 14-й СД. Необходимо отметить грамотные действия командира разведбата- 62 майора Х.А. Худалова, который сумел убедить штаб 52-й СД, что на ле вобережье лучше двинуть, способную передвигаться в условиях бездоро жья, мотострелковую роту, а танковую роту и автобронероту лучше оста вить на правобережье и использовать для охраны штаба и содействия раз ведке на флангах главных сил дивизии. Сам Х.А. Худалов в штабе не ос тался, а во главе мотороты (командир - старший лейтенант В.Я. Гальчук) по дороге Титовка - Зап. Лица-мыс Мишуков отправился на розыски полка Короткова. На 61-м км, где фактически дорога кончалась, пришлось оста вить всю имеющуюся у мотострелковой роты технику - автомашины и мо тоциклы и далее двигаться пешим порядком до 69-го км, где состоялась встреча мотороты с частями 112-го СП . Сам «лихой кавалерист »3 Ф.Ф. Коротков в это время, видимо, уже сумел навести относительный порядок в своих батальонах, неорганизован но отошедших с рубежа Титовки на 69-й км дороги Титовка - Зап. Лица- мыс Мишуков. Потери в личном составе в ходе как сражений на Титовке, так и при последующем отходе с рубежа у полка были относительно не большими («полк Короткова прибыл в порядке»). Никакой артиллерии у Короткова не было - ее всю утратили на Титовке и при отступлении («подбиты орудия » - как доложил Х.А. Худалову Ф.Ф. Коротков4), остро 1 ЦАМО РФ .-Ф . 1068.-Оп. 1.-Д . 14.-Л . 15. 2 Худалов Х.А. У кромки континента. - М., 1974. - С. 8. 3 Вещезерский Г.А. У хладных скал. - М., 1965. - С. 50. 4 Худалов Х.А. У кромки континента. - М., 1974. - С. 9. 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz