Быченков, П. А. О важности зла и пользе безумия / Павел Быченков. - [б. м.] : Издательские решения, 2024. - 84 с.
тьего тома своих «Опытов». Так вот, Лотнер, по-видимо му, ознакомившись с трудами Шан Яна, стал требовать от своих людей, чтобы они три раза в день в письмен ном виде (те, кто умел писать) отчитывались обо всех своих мыслях и высказываниях. Он хотел наказать тех, чья голова была забита ерундой. Искренности в показа ниях Лотнер надеялся добиться пустоголовостью и ле ностью своих людей - для творческого процесса обма на нужны усилия. Данная практика продлилась недолго (странно, что она вообще хоть сколько-то длилась, учи тывая стоимость бумаги). Лотнер упрекнул горничную за то, что та с утра рассуждала со служанкой о своих болезнях, и пекаря - за мысли об астрономии. Горнич ная ответила, что глупо требовать от больного не ду мать о лекарстве, ведь боль отнимает у человека день и ночь, а служение своему господину - лишь некото рые часы. Пекарь же ответил, что Лотнер сам велел ему соотносить приготовление пищи с движением звёзд. Эта забавная история известна нам из переписки Лот- нера с Монтенем, и немного странно, что последний не включил даже упоминания о ней в свои «Опыты». Среди множества комментаторов и критиков пер вого закона мне хочется выделить и закрепить на этой бумаге мнение Тадеуша Рачека, польского лингвиста второй половины XX века. В своей монографии «О славянско-китайском дискурсе» он писал, что счаст лив дожить до времён, когда воплотить первый закон «Свода воображаемых законов» Шан Яна стало воз 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz