Быченков, П. А. О важности зла и пользе безумия / Павел Быченков. - [б. м.] : Издательские решения, 2024. - 84 с.
и подробная), помимо детей Псамменита, в толпе были дочери и сыновья из знатных семей, их-то отцы не ску пились на слёзы и стенания. Значит, поведение Псам менита выглядело исключительным и нетипичным. Но Аристо именно этим доказывает свою мысль. Полу чается, что исключение он возводит в ранг общего пра вила, тогда все отцы, что плакали при виде дочерей, одетых рабынями, и сыновей, ведомых на смерть, пла кали потому, что любили их не так сильно, как царь сво их детей. Третья встреча с Псамменитом происходит уже в XVII веке. Историю воскрешает французский эссеист Мишель де Монтень в I томе его главного произведе ния, когда пишет «О скорби». Своё отношение к скор би автор с первой же строки определяет как отрица тельное и напоминает, что учение стоиков воспрещает философу предаваться этому чувству. Далее, что свой ственно Монтеню, следуют самые разнообразные при меры, в числе первых - история Псамменита. Отличие этой версии в том, что автор допускает неправду в словах египетского царя. Монтень прямо называет поведение Псамменита «самообладанием», а слёзы, вызванные видом одного из своих приближённых, объясняются совсем иначе. Автор говорит о том, что для скорби, которая наполняла сердце царя, недоста вало всего одной капли, чтобы прорвать терпение и самообладание. Сравнивая с предыдущими версия ми, мы видим совершенно другого человека. Псамме- 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz