Быченков, П. А. О важности зла и пользе безумия / Павел Быченков. - [б. м.] : Издательские решения, 2024. - 84 с.
Так как же вернуть важность злу, если никакой убе дительной внешней потребности в этом нет? Перестать называть его злом и всех простить? Эта позиция всегда была мне наиболее ненавистна. Самое лучшее выска зывание против этого я прочёл у Ф. М. Достоевского в «Братьях Карамазовых» в споре двух братьев о том, как надобно поступать с генералом, который растерзал собаками ребёнка на глазах у его матери, и возмож но ли здесь прощение: Не хочу я, наконец, чтобы мать обнималась с мучи телем, растерзавшим её сына псами! Не смеет она про щать ему! Если хочет, пусть простит за себя, пусть простит мучителю материнское безмерное страдание своё; но страдания своего растерзанного ребёнка она не имеет права простить, не смеет простить мучите ля, хотя бы сам ребёнок простил их ему! А если так, ес ли они не смеют простить, где же гармония? Есть ли во всём мире существо, которое могло бы и имело право простить? Не хочу гармонии, из-за любви к человече ству не хочу. Я хочу оставаться лучше со страданиями неотомщёнными. Лучше уж я останусь при неотомщён ном страдании моём и неутолённом негодовании моём, хотя бы я был и неправ . Я для себя понимаю это так: прощая зло, мы неминуе мо определяем его как то, что можно пережить, и то, что можно простить. А зло, как я старался проиллюстриро вать ранее, бывает выше наших способностей его пере нести, то есть, прощая его, мы искусственно уменьшаем 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz