Буторин, А. Р. За краем земли / Андрей Буторин // Техника молодежи. – 2005. – № 7. – С. 50-54 : ил.

Рубрику ведет писатель Анатолий ВЕРШИНСКИЙ К Л У Б Л Ю Б И Т Е Л Е М Ф А Н Т А С Т И К И ЗАКРАЕМЗЕМЛИ Андрей БУТОРИН На гребне холма Хепсу остановился. Посмотрел назад. Холм, на котором он стоял, - один из бесконечной цепочки возвышенностей, окаймлявших долину, - был невысок и почти лыс, лишь жалкие клочки бурой спутанной травы ред­ кими островками покрывали его голую вершину. Зато поза­ ди, до самых мутно-синих гор в далеком далеке, откуда два междусонья назад спустились они с Учителем, расплеска­ лось в обе стороны бесконечности однотонное зеленое озе­ ро густого пахучего разнотравья с круглыми островами кус­ тарников. Учитель говорит, что за краем земли тоже начина­ ется озеро, настоящее, водяное, но бесконечно глубокое и без второго берега... Хепсу отвернулся от долины. Туда очень захотелось вер­ нуться, потому что вперед даже смотреть было тошно. Внизу, от подножий холмов, тоже тянулась в слитую с серым небом даль долина. Только не зеленая, а такая же серая, как и небо, лишь гораздо темней, грязней его, кажущаяся сверху рябой и шероховатой от бесчисленных каменных россыпей, избороздивших ее рвов да извилистых трещин. Неужели за этой пустыней и находится край земли, то самое бездонное и безбрежное озеро, о котором говорит Учитель и к которому идут они уже сорок бессонниц? Может, Ачаду ошибся в своих измышлениях, и край земли - вот он: уходя­ щая влево и вправо гряда лысых холмов? Что если эти холмы и ограничивают невообразимо огромный земной круг, в суще­ ствование которого так истово верит Ачаду, а вместо бездон­ ного озера вокруг земли - рябая серая пустыня? Стоит ли ска­ зать об этой догадке Учителю, или же лучше промолчать, что­ бы не рассердить его еще больше? А где же Учитель? Мальчик пробежался взглядом по склону и заметил быстро движущуюся фигурку Ачаду на самом уже подножье холма. Хепсу поддернул лямки мешка и ринулся вниз по склону, выбивая серо-бурую пыль из сухой, полумерт­ вой земли. - Учитель! Ачаду! Подожди! Фигурка далеко внизу не замедлила шага. Рискуя оступить­ ся и полететь кубарем, мальчик отдался силе тяготения, стре­ мительно перебирая ногами. Ачаду все-таки остановился и, не снимая с плеч огромного тю­ ка, лишь поставив на землю мешок со снедью, присел на пло­ ский камень. Из-под густых черных бровей, нелепых в окруже­ нии нимба абсолютно белой густой шевелюры, плавно пере­ ходящей снизу в бороду, он с плохо скрываемой тревогой на­ блюдал за бешеным спуском ученика. Вот Хепсу споткнулся, и сердце Ачаду екнуло... Но мальчику чудом удалось восстано­ вить равновесие, не замедляя бега. Да и замедлить его было бы уже невозможно до самого низу, любая попытка остано­ виться на склоне привела бы Хепсу к падению. Но все обошлось. Запыхавшийся, с дрожащими от напряже­ ния и страха коленями, мальчик подошел к Учителю, на угрю­ мом лице которого не осталось уже и тени недавней тревоги. - Если бы ты сейчас разбился, я не задержался бы и на пару вдохов, - все же выдавил Ачаду. Хепсу опустил голову. Учителя это разозлило. - Что ты молчишь?! Ты ведешь себя безрассудно! Зачем ты увязался за мной?! - Последний вопрос Ачаду задавал учени­ ку сотню уже, наверное, раз за все сорок бессонниц пути. - Ничего... - невпопад ответил мальчик. - Ты иди, я пойду следом и не стану тебе мешать. - За время пути эту фразу Хепсу повторил тоже далеко не в первый раз. - Возвращайся, - сердито, но уже без злости сказал Ачаду. - Это твой последний шанс добраться до дому. Дорогу ты по­ мнишь, еду легко сможешь добыть и в долине, и в горах, тем более - в лесу. Воду там тоже легко найти. А здесь, - Учитель ткнул пальцем на серую пыль под ногами, - еды, а тем более воды, нету наверняка! Твоих запасов не хватит и на пару бес­ сонниц. Розалики протухнут уже после первого сна, так что придется съесть их сегодня. На завтра тебе останутся лишь одни корешки. - Их вон еще сколько! - тряхнул мешком Хепсу. - Без воды ты их много не съешь, а вода у тебя тоже завтра кончится, если не выпьешь всю сегодня. Ачаду будто нарочно говорил «у тебя», «твои запасы», слов­ но подчеркивая этим, что своими запасами воды и еды де­ литься с мальчиком не намерен. Он будто бы повторял ему в очередной раз: «Дойти до края земли - моя единственная мечта, и я сделаю все, чтобы увидеть воды бездонного озера, не поступлюсь для этого ничем, даже самой своей жизнью, а уж тем более твоей, хоть ты и не повозрасту упрям». - Я пойду за тобой, - повторил мальчик, не осмелившись посмотреть в глаза Учителю. - Буду идти, сколько смогу. А ес­ ли умру... Пусть! Никто не заплачет. Ачаду скрипнул зубами. Отец Хепсу погиб на охоте, когда мальчик был еще несмышленышем, мать умерла три сотни междусоний назад. Плакать по нему и впрямь было некому. Как и по самому Ачаду. Жена бросила его, когда началась травля... Он потерял уважение жителей родного селения, его лишили права быть Учителем. За что? Всего лишь за измыш­ ления, за идеи, неожиданно пришедшие в голову и не поже­ лавшие из нее уходить. Ну, и за то, конечно, что он делился этими идеями с учениками... Теперь он просто обязан был доказать, что говорил правду! Доказать всем, а в первую очередь - себе. Доказать или уме­ реть. Другого выхода не было. Если земля не бесконечна, если она имеет край, как твердил он ученикам, - то он дойдет до этого края. Или умрет. Вот и все. Очень просто... Было бы просто, если б не Хепсу! Парень единственный из всех поверил ему сразу и даже после отлучения Ачаду от пре­ подавания не оставил своего Учителя. Это приятно, от этого - слезный ком в горле, но... Эх, надо было уйти тихо, во время сна! Зачем угораздило становиться в позу, кричать с новост­ ной башни на все селение о походе за истиной? Хотел таким образом хоть частично смыть позор унижения? А получил обу­ зу, ответственность за чужую жизнь... И почему не прогнал мальчишку сразу? Следовало посту­ питься дурацкими принципами: накричать - грубо, непотреб­ но, злобно, даже ударить! Пусть бы последний ученик разоча­ ровался в Учителе, зато б остался жив! Для сна путники сделали остановку, когда гряда холмов пре­ вратилась в тонкую цепочку подернутых дымкой бусинок, вы­ тянувшуюся поперек всей видимой бесконечности из тумана в туман. Правда, Ачаду верил, что там, по обе стороны далекого тумана, бесконечность все же имеет границы. Хотя нет, беско­ нечность не может иметь границ, она продолжается дальше, в безбрежном озере, но границы есть у земли. У этой земли... Хорошо, что Ачаду не осмелился поделиться ни с кем еще одним измыщлением. На это он все же не сумел решиться. Данное измышление повергало в трепет даже его самого; не­ известно, что бы с ним стало, поделись он им с учениками! Когда к нему впервые пришла эта идея, Ачаду чуть было сам не поверил в собственное безумие. Но после долгих раздумий идея, хоть и казавшаяся все еще нелепой, уже не так пугала его. И все-таки он запретил себе оглашать это измышление и сдержался. Сейчас же, растянувшись на тонкой подстилке, сквозь ткань которой острые камешки досаждали телу и мешали заснуть, Ачаду вновь поднял запретную идею с самого дна сознания и стал в который раз прокручивать ее в голове. Идея состояла в следующем. Если земля имеет границы и лежит в бесконечном озере подобно острову, почему бы в этом озере не быть и другим островам? Мало того, в беско­ нечности их и должно быть бесконечное количество! А раз так, то почему бы на этих островах не жить другим людям? Или да­ же не людям в полном смысле этого слова, но существам, об­ ладающим разумом? Напротив, было бы удивительно, если бы земля оказалась единственным островком в бесконечно­ сти. У бесконечности не может быть исключений! Хуже получалось с другим измышлением. Почему его теория хорошо ложится на плоскость, но никак не согласу­ ется с объемом? Ведь он допускает наличие бесконечных земель только в двух измерениях! Но по его же теории бес­ конечное озеро в то же время и бездонное, то есть беско­ нечность простирается и вниз. То же можно смело утвер­ ждать и о небе. Т Е Х Н И К А - МО Л О Д Е ЖИ 7' 2005 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz