Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.
Утрата реликвий происходит по разным причинам: «Отца туда-сюда мотали. Один нож охотничий был, да и тот потом отобрали »314; «Золотые часы были в войну проедены в эвакуации. Остался только вот этот наградной лист »315; «Ничего нет. Отца забрали в тридцать восьмом, а дом, который он построил, полностью сгорел. Папа очень много вещей из Америки привёз (как и другие американские финны. — Е. Б.). По тем временам он у нас зажиточным считался. Машинку «Зингер» ножную привез, инструменты всякие... Он ведь очень мастеровой был... Мама жила в доме с младшим братом. А когда брат умер, я предложила маме ко мне переехать. А в восемьдесят четвертом году темянники и жена брата по пьяни устроили пожар. И всё сгорело. И дом, и швейная машинка, и альбом со старыми семейными фотографиями. Особенно альбом жалко. Там и папины фотографии были. Машинка-то, ладно. А вот фотографии жалко »316; «Книга была у нас дома “Они защищали Родину”. Вот там фотография нашего отца была. И когда отца забрали, и книгу эту забрали. Я эту книгу уже читать умела по-фински, мне восемь лет было (в действительности девять или десять лет, отца арестовали в 1937 г. — Е. Б.). И что я еще запомнила, у отца была сабля, подаренная Тойво Анпшкайненом »317. Рассказывая о событиях, связанных с Гражданской войной, информанты, естественно, обращали внимание на воинские заслуги своих предков, подчеркивали их связь с известными людьми, тем самым повышая статус семьи и отдельных родственников. Учитывая те обстоятельства, в которых оказывались семьи информантов (репрессии конца 1930-х гг., Вторая мировая война и вызванные этими обстоятельствами бесконечные переезды), сохранить в семье реликвии было делом весьма проблематичным. Реликвии утрачивались, и в семье осталась лишь память о них. То, что реликвия сохранилась вопреки переездам, пожарам и лишениям военного времени, составляет предмет гордости и служит темой семейных рассказов. Значение реликвии состоит в том, что она представляет собой «материализованную память о прошлом. Вещь передает информацию о своем создателе и поколениях обладателей, что создает особую ауру индивидуальных воспоминаний»318. Особенную ценность представляют интервью, полученные у информантов самого старшего поколения, поскольку' они являются непосредственными свидетелями довоенного и военного времени. Некоторые информанты были рады поделиться воспоминаниями: «Дети не очень-то любопытные у нас. Вот Вы бы не пришли, так и унесла бы с собой в могилу все»319. Другие, наоборот, крайне настороженно, с неохотой шли на контакт. Как считает О. П. ИлЮха, подобная осторожность и подозрительность объясняется психологической травмой, нанесенной финскому народу в период сталинских 314ПМА 2013 г. Информант 19. 315ПМА 2016 г. Информант 33. 316ПМА 2009/2019 гг. Информант 6. 317ПМА 2010 г. Информант 7. 318Капкан М. В. Культура повседневности. С. 53. 319ПМА 2010 г. Информант 7. 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz