Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

«сборы чаще всего проходили хаотично и в экстренном порядке»295. С собой разрешалось брать только самое необходимое. Даже если семьи не относились к спецпереселенцам и могли перевозить все, что хотели (как, например, американские финны), то все равно с собой все имущество не заберешь: <<£абушка рассказываю, что, когда они с Америки приехали, у них большой сундук был с одеждой. И фотографии в этом же сундуке были. Пришлось его оставить на вокзале в Комсомольске-на-Амуре. Не смогли увезти»296. Несмотря на этот факт, в семье сохранился значительный архив. Конечно, не лучшим образом на сохранность семейных ценностей, к которым в большинстве семей относились фотографии, сказались события и перемещения военных лет: «.Во время эвакуации мамину младшую сестру оставили на вокзале с чемоданами, а она уснула, и у нее все эти узлы из-под головы вытащили со всеми фотографиями»291 . К сожалению, некоторые практичные потомки не представляют себе ценности принадлежащих им старых документов и фотографий: «Я бабушкин дом продач вместе со всем. Сундук старинный на чердаке хранился. Там старые бабушкины фотографии были, документы какие-то. Ну, мне это ни к чему»29*. В подобном отношении к семейным местам памяти, вероятно, есть доля ответственности и старшего поколения. Если семья хочет сохраниться, то дети должны приучаться к тому, что старые документы и фотографии надо хранить, что «нельзя их выбрасывать вместе со старой обувью»299. К счастью, есть люди и семьи, которые не меньше этнографа заинтересованы в изучении истории семьи, культуры (своей и предков). К таким относятся информанты 2, 6, 14, 35. Информант 36 заметила: «Моя старшая сестра научила меня все документы беречь, все бумажки». Различные до противоположности позиции информантов по отношению к прошлому доказывают, что многое зависит от культурной политики семьи и личной мотивации самого человека. Помимо обращения в государственные архивы семейная культурная деятельность по сохранению собственного культурного наследия (коммеморативные практики) проявляется во взаимодействии с организациями, выполняющими задачи, связанные с поисками родственников. Примером тому являются обращения информантов в программу «Жди меня», причем с разным результатом: «Я много фотографий и документов отправила в передачу “Жди меня ”. Мы знаем, что за границей есть родственники, но связь с ними давно утеряна, хотелось бы найти. Номне не ответили. Я всё отправила в “Жди меня ” и даже копию не сняла »300; «Уменя даже фотографии отца не было. Янаписача в “Жди меня ”. И через два года мне пришло письмо от финнов»т . Семьи также сотрудничают с обществом «Мемориал». 295 Сулейманова О. А. «Узелочек личных вещей» (из быта спецпереселенцев) // Труды Кольского научного центра РАН. 2014. № 2 (21), вып. 5. Гуманитарные исследования. С. 60. 296 ПМА 2011 г. Информант 18. 297ПМА 2018 г. Информант 36. 298ПМА 2014 г. Информант 23. 299Чудакова М. Беседы об архивах. М.: Молодая гвардия, 1975. 224 с. 300ПМА 2011 г. Информант 18. 301ПМА 2018 г. Информант 36. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz