Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.
В соответствии с избранным подходом объектом изучения являются семейно родственные группы как носители этнической культуры. Если рассматривать процессы этнической идентификации в исторической динамике, то семья вызывает интерес, прежде всего, в качестве преемственной общности. Она одновременно сохраняет культурные традиции, трансформирует их, адаптируя к меняющимся условиям, и создает новые, поскольку каждая семья во многом неповторима и наследует свойства разных родительских и прародительских семей. Семейно-родственные общности с финской родословной, поселившиеся в разное время на Кольском Севере, подразделяются в зависимости от места исхода на четыре локальные группы: ингерманландцы, выходцы из северных районов Финляндии, выходцы из южных районов Финляндии и потомки американских финнов (приложения 1, 2). В дореволюционный период в регионе проживали представители лишь одной группы — финские колонисты, которые переселились из Северной Финляндии. В настоящее время представители всех групп объединяются термином «российские финны». Официальное понятие «российские финны» утвердилось с принятием 29 июня 1993 г. Верховным советом Российской Федерации Постановления «О реабилитации российских финнов»7. В судьбах российских финнов определяющую роль сыграли переселения. В части анализа проблем миграционно-адаптационных процессов автор солидарна с Кэролайн Б. Бреттелл и Джеймсом Холлифилдом. В работе “Migration Theory" они рассматривают, в частности, вопросы о влиянии миграции на изменение культуры, этнической идентичности, а также причины миграции. Основная цель “Migration Theory” — «наведение мостов между различными дисциплинами», изучающими миграции. Д. Холлифилд и К. Бреттелл акцентировали внимание на возможностях применения для изучения миграционных процессов методов типологизации биографических «историй жизни», этнографического описания жизненных путей, образа жизни8. Общепризнано, что одним из важнейших условий формирования любой общности и показателем существования ее во времени является наличие коллективной (исторической, культурной) памяти. При изучении семейной историко-культурной памяти опорной является концепция, разработанная в известных трудах М. Хальбвакса, Я. Ассмана, П. Нора и др.9и основывающаяся на идее, что коллективная память всегда избирательна, поскольку разные группы обладают различными коллективными воспоминаниями. В. А. Шнирельман считает, что уместнее говорить «не о коллективной, а о социальной памяти, имея в виду огромную роль социального фактора в формировании образов 7Постановление Верховного Совета РФ № 5291-1 «О реабилитации российских финнов» от 29 июня 1993 года // Электронный фонд правовой документации: сайт. URL: http://docs.cntd.ru/document/9004644 (дата обращения: 17.04.2013). 8Migration Theory: Talking across discipline / ed. by Caroline B. Brettell and James F. Hollifield. N. Y.; L.: Routledge / Taylor & Francis Group, 2000. 240 p. 9Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / пер. с фр. С. Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007. 348 с.; Ассман Я. Культурная память. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с. (Studia historica); Нора П. Проблематика мест памяти / пер. с фр. Д. Хапаева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17-50. 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz