Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

прошлого являются семейные архивы. Собирание документов, фотографий каждой отдельной семьей способствует превращению памяти в историю. Семейные архивы являются источниками личного происхождения, многие из них интересны в фактологическом отношении, поскольку история отдельно взятой семьи или родственной группы тесно переплетается с макроисторией. Кроме того, благодаря семейным архивам, если к ним периодически обращаются, происходит семейно-родственная, этническая, локальная (включающая родину предков) идентификация индивида. В частности, И. А. Разумова обращает внимание на то, что «глубина памяти и объем знаний об истории семьи находятся в прямой зависимости от наличия семейного архива», а формирование «письменной традиции способствует самоидентификации семьи»282. Значимость писем как исторического источника, благодаря которым «можно почерпнуть сведения о рядовых людях», подчеркивает П. А. Лебедев283. Семейные архивы, к которым удалось получить доступ, различны как по составу, так и по объему. Основной массив составляет фонд документов. Прежде всего, это биографические документы. Наибольший интерес представляют документы первой половины XX в. В 1920-х гг. в документах впервые появляется графа «национальность»284. Понятие «национальность» в советский период означало этническую принадлежность. Иногда паспортистки указывали национальность по собственной инициативе. Так, члены семьи информанта 2 не единожды подвергались бумажно-бюрократической «ассимиляции»: у матери до замужества в документах финская фамилия была переделана на русскую (мать пояснила, что «её заставили так написать»). Старшей сестре « паспортистка предложила указать национальность в паспорте “русская”». Примером вынужденной этнической идентификации может служить случай информанта 13: «Нас у родителей пятеро детей. И все записаны были в паспорте на разных национальностях: кто русский, кто финн, а я украинка. Когда паспортистка у меня спросила про национапьность, я ответила, что я русская. Она на меня такой взгляд кинула! “Какая ты русская, ты украинка!”. Хотя папа у меня русский из Ставрополья». К биографическим документам относятся и дореволюционные метрические свидетельства, а также свидетельства из ЗАГСа советского периода. В семьях информантов есть лишь повторные свидетельства о рождении (или справки из архивов), в которых указано место регистрации — лютеранский приход (рис. 42). В семье информанта 18 сохранилось свидетельство о рождении отца, выданное в 1927 г. в Нью-Йорке (рис. 43). 282 Разумова И. А. Письменные традиции современной семьи: проблемы собирания и изучения // «Наивная литература»: исследования и тексты / сост. С. Ю. Неклюдов. М.: МОНФ, 2001. № 129. Серия «Научные доклады». С. 95, 97. 283 Лебедев П. А. Письма семейных архивов как исторический источник (на примере переписки семьи Абрамовых) // Материалы конференции «Семейные архивы и семейная память в жизни современного общества», 2007 // Открытый текст. Электронное периодическое издание. URL: http://www.opentextnn.ru >history/familisarchives/konf (дата обращения: 24.01.2018). 284 Байбурин А. К. Советский паспорт: история — структура — практики. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. 488 с. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz