Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

Б. Андерсона, Р. Брубейкера, В. А. Тишкова, С. В. Соколовского идр.4), в соответствии с которой объективные этнические признаки не столько отрицаются, сколько уступают место социально-психологическим основаниям идентичности, «мифу» или «вере» в наличие общих дня членов группы свойств, причем каждая этническая общность сама определяет те признаки, которые для нее значимы. Как пишег В. А. Тишков, «признаком этнической общности является не «общее происхождение», а миф об общей исторической судьбе членов этой общности»3. Этничность, понимаемая как отнесение себя к определенному этносу, отождествление с определенной культурой, представляет форму культурной солидарности и подвержена динамике. Формирование (конструирование) этнических общностей происходит под влиянием исторических событий и процессов, которые актуализируют и заставляют переосмысливать этническую принадлежность. Конструированию этнической идентичности под воздействием социально-политических факторов (война, репрессии, депортации) в монографии уделяется значительное внимание. Новейшая история российских финнов демонстрирует, чго этничность может выступать в качестве инструмента для достижения определенной цели. Вместе с тем изменение этнических моделей может и не осознаваться носителями культуры. Таким образом, этническая общность нами определяется по совокупности объективных и субъективных характеристик, т. е. в рамках интегративного подхода. Целью исследования было выявить факторы, повлиявшие на судьбу семей с финской родословной на протяжении нескольких поколений, определить степень сохранности и трансформации этнической культуры. При этом понятию «семья» мы предпочитаем понятие «семейно-родственная общность», поскольку фактически речь идет не только о нуклеарной семье, т. е. о супружеской паре и их детях, но и о многопоколенной семейной общности, объединенной родством. В определении семейно-родственных общностей существенное значение для данной работы имели исследования Т. Харевен, 11. Томпсона, И. А. Разумовой, Ю. А. Гаспаряна6. 4Anderson В. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread ofNationalism. L.; N. Y.: Verso, 1991. P. 5-7; Brubaker R. Ethnicity without groups. Cambridge: Harvard University Press, 2004.283 p.; Соколовский С. В. Парадигмы этнологического знания /У Этнографическое обозрение. 1994. №2. С. 3-17; Он же. Коренные народы: от политики стратегического эссенциализма к принципу социальной справедливости // Этнографическое обозрение. 2008. №4. С. 60-76; Тишков В. А. Офеномене этничности // Этнографическое обозрение. 1997. № 3. С. 3-21; Он же. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. 543 с. 5Тишков В. А. О феномене этничности. С. 12-13. 6Разумова И. А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. М.: Индрик, 2001. 376 с.; Она же. Этнокультурные аспекты функционирования семьи на Кольском Севере (по историко-этнографическим материалам) // Кольский Север в ХХ-ХХІ вв.: культура, наука, история. Апатиты: КНЦ РАН, 2009. С. 37-50; Она же. Культурная политика современной российской семьи: подходы, исследования, практика // Карельская семья во второй половине XIX — начале XXI вв.: этнокультурная традиция в контексте социальных трансформаций: сб. ст. и мат-лов. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2013. С. 66-86; Гаспарян Ю. А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). СПб.: Петрополис, 1999. 320 с.; Томпсон П. Семейный миф, модели поведения и судьба человека // Хрестоматия по устной истории / пер., сост., введение, общ. ред. М. В. Лоскутовой. СПб.: Изд-во Европ. ун-та, 2003. С. 110-145; Харевен Т. Время семьи и время промышленности // Там же. С. 146-188. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz