Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

В В Е Д Е Н И Е Данное исследование посвящено непростой судьбе финских семей, потомки которых проживают на территории Мурманской области. Акцент сделан, прежде всего, на этническую историю российских финнов. Под этнической историей мы понимаем развитие всех видов этнических взаимодействий, в которые вовлечена уже сформировавшаяся этническая общность, и изменение под их влиянием основных культурных характеристик этой общности1. Ключевое значение в истории российских финнов имели: освоение Западного Мурмана финскими колонистами, переселение на Кольский Север раскулаченных ингерманландцев в период промышленного освоения Хибин, репрессии второй половины 1930-х гг. и депортация по национальному признаку в 1940 г. История семей, имеющих финские корни, способствует более глубокому и всестороннему пониманию этносоциальных процессов, которые происходили на Кольском Севере начиная с 1960-х гг. Финское население в разные периоды в большей или меньшей степени являлось субъектом межэтнических взаимодействий на Кольском Севере, участвовало в формировании поликультурного облика приграничного региона, было вовлечено в процессы промышленного освоения территории, способствовало ее развитию. В настоящее время в Мурманской области проживают члены и потомки финских семей, значительный период жизни которых пришелся на переломный этап этнической истории финнов. С одной стороны, автор разделяет точку зрения, согласно которой этническая общность рассматривается как объективно существующее явление, выделяемое на основе таких признаков, как язык, совокупность социально- и хозяйственно- культурных характеристик, религиозная принадлежность, самоназвание и экзоэтнонимические обозначения (идентификация данной общности «другими») и т. д. В соответствии с этой позицией этническая общность определяется как устойчивая группа людей, обладаюіцая общим самосознанием (этнической идентичностью), а также общими чертами культуры. Наличие этнической идентичности считается главным признаком этнической общности, на основе которой складывается сама общность и отличающие ее те или иные характеристики2. С целью изучения культуры финских семей, проживающих в регионе, анализа социокультурных процессов с 1840-х гг. по настоящее время, выявления причин и последствий происходивших изменений, частично использовалась разработанная еще в советской этнографии, но, на наш взгляд, не угратившая полностью своего значения теория этнических процессов Ю. В. Бромлея3. С другой стороны, обращение к вопросам этнической идентификации предопределило использование конструктивистской методологии (труды 1 Волкова Н. Г. Этническая история: содержание понятия // Советская этнография. 1985. № 5. С. 20. 2 Тишков В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. С. 60. 3 Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.; Козлов В. И. Национальности СССР (этнодемографический обзор). М.: Статистика, 1975.263 с. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz