Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

ускоренной и экстремальной адаптации к инекультурному окружению, резкому сокращению численности. Проведенное исследование подтверждает, что вклад финнов, принадлежащих к различным локальным группам, в хозяйственное и культурное освоение Кольского Севера был весьма значительным. Представители всех групп участвовали в формировании и работе колхозов на Крайнем Севере. Ингерманландцы принимали активное участие в строительстве индустриальных центров отнюдь не по доброй воле, но со свойственной им как бывшим крестьянам и в силу этнических традиций добросовестностью и ответственностью. Используя знание языка (когда это было нужно и возможно), а также другие семейные и личные культу рные ресурсы, представители финских семей пополняли ряды местной интеллигенции. Большинство российских финнов в советский период проявили политическую лояльность. Естественно, что некоторые представители раскулаченных и репрессированных семей латентно сохраняли крайне негативное отношение к советской власти. Начиная с 1940 г. финское население Мурманской области резко сократилось в связи с депортацией по национальному признаку. В дальнейшем наблюдается постепенное уменьшение численности финнов, прежде всего, вследствие культурной ассимиляции, усиления тенденции к панмиксии и этнического переопределения, которое происходило, в частности, по причинам социально-статусным и психологическим (национальность по паспорту). В постсоветский период сокращение численности происходит преимущественно из-за эмиграции финнов в Финляндию и в целом соответствует общей демографической направленности — оттоку населения из региона. В ходе работы несложно было заметить, что информанты, в том числе молодые, не только знают о своих финских корнях, но и интересуются историей рода. Многие из них рассматривают этническую идентификацию как врожденную, наследственную характеристику человека. Если в советский период финны склонны были скрывать свое этническое происхождение, то в последнее время наблюдается противоположная тенденция, когда некоторые представители семей с финскими корнями стали подчеркивать свое происхождение, даже если, например, финном в роду информанта был только дед. В каждом отдельном случае выстраивается соответствующая аргументация для доказательства причастности к финнам. Данное обстоятельство нередко служит инструментом для достижения практической цели, связанной с желанием переехать на постоянное жительство в Финляндию. В то же время финская реидентификация — часть общего антиглобалистскою процесса: в противовес культурной унификации представители этнических общностей настаивают на своей самобытности, отличительных свойствах. Следует отметить, что как утрата, так и актуализация финской идентичности в семьях происходят по-разному. Значение, которое придается этнической идентификации, степень ее переживания и выраженности зависит, в первую очередь, от таких субъективных факторов, как культурная политика семьи и личная мотивация человека, а уже потом от внешних обстоятельств и окружающей социальной среды. В настоящее время финская идентичность более всего проявляется в финно-карельских семьях. Это объясняется тем, что финны и карелы являются близкородственными народами. 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz