Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

вероисповедания: «Она, когда училась в Ленинграде, влюбилась в одного еврея. Но у них ничего не сложилось. Приняла иудаизм, взяла еврейское имя. Выучила иврит. Считает себя еврейкой, хотя в советском паспорте была записана русской по отцу» (мать у нее финка). Ее старший внебрачный сын, рожденный еще в Ленинграде от отца-курда, под влиянием матери также стал ортодоксальным иудеем. Степень сохранения финской идентичности в значительной степени зависит от культурной политики семьи, оказавшейся в конкретных социально­ исторических условиях, от личной мотивации самого человека и уже затем от внешних обстоятельств, окружающей социальной среды522. Именно семья как транслятор культурных традиций определяет, какую стратегию избрать: отказаться от коренной этничности в целях самосохранения, во что бы то ни стало сохранять этничность, сопротивляясь культурному давлению извне, или встать на путь частичной ассимиляции. В свою очередь, на культурную политику семьи влияют внутрисемейные факторы: ее состав, структура, распределение семейных ролей, отношение власти и другие. На этническую идентификацию влияет также то, какую фамилию и имя имеет человек. Влияние исторической травмы сказывается на практике имянаречения, поэтому выбор имен для детей изменяется во времени523. Так, детям, рожденным в послевоенное время, не принято было давать финские имена. Сейчас положение изменилось. Вну ки финнов стали давать своим детям финские имена, как, например, у внуков (или внучатых племянников) информантов 25, 30 и 5. В собственной семье информанта 5 сложилась другая ситуация. Ее дочь хотела, чтобы в паспорте в графе «национальность» было записано «финка»: «Но папа сказал: “Какая ты финка, ты русская ”. У нас был спор. Ну и, в общем, она русская. У нас всегда лидировал папа». В данном случае на выбор этничности повлиял авторитарный патриархальный тип распределения властных отношений в супружеской семье. Это один из важных факторов этнической идентификации детей. Большинство информантов, не ограничиваясь общеэтнической идентификацией, акцентировали внимание на своем субэтническом происхождении. Это подтверждает, что этнолокальный фактор оказывает влияние на этническую идентификацию524. На взаимосвязанный характер идентичности и территории обращают внимание и финские исследователи525. Подобную ситуацию А. В. Черных и М. С. Каменских отметили и среди белорусских переселенцев Пермского края526. Различия между финскими группами учитываются в соответствии с территорией исхода. Например, практически все информанты ингерманландского происхождения отделяют себя 522 РазумоваИ. А. Культурная политика современной российской семьи... С. 66 - 86 . 523 Винер Б. Е. Выбор имен детей в этнически смешанных и несмешанных семьях в Ленинграде // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3, № 3. С. 142. 524 Ачкасов В. А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2, № 1 (5). С. 55. 525 Hakli J. Cultures ofdemarcation: territory and national identity in Finland //Territory and the Discursive Landscape of Finland / ed. by Herb Guntram and Kaplan David. Tampere: Rowman & Littlefield, 1999. P. 124. 526 Черных А. В., Каменских М. С. Этнодисперсные группы народов Пермского края... С. 103. 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz