Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

в любую из его стран»517. Если в советское время было выгоднее идентифицировать себя как русский/русская, то в постсоветский период прагматичнее быть финном/финкой, чтобы обеспечить себе и детям стабильное будущее. В реальной жизни этническое самоопределение не всегда совпадает с официальной идентификацией, что подтверждают исследования518. Несмотря на длительно насаждавшуюся фиксированную этническую идентичность, для многих графа «национальность» в паспорте не совпадала с самовосприятием его обладателя. Это относится и к нашим информантам. В период Карело-Финской Советской Социалистической Республики (с 1940 по 1956 гг.) «в этнической номенклатуре СССР существовал “карело-финский” народ»519. Такая национальность была указана в документах у представителей семей 18, 31, 33 и 36 из смешанных финно-карельских семей. Безусловно, финны и карелы — близкородственные этнические общности, но при всем том они имеют ряд значительных культурных различий и, главное, отграничивают себя друг от друга. Административное объединение народов часто вызывало неопределенность самоидентификации. В настоящее время информанты 18 и 31 идентифицируют себя как финки. Для детей из межэтнических семей характерна биэтническая, или амбивалентная, идентичность. Например, в советское время информант 13 считала себя русской. Однако в настоящее время у нее двойственная (биэтническая) идентичность, что еще раз подтверждает процессуальную сущность этнической самоидентификации, а также возможности трансформации и наличие проблемы определения этничности под влиянием социальной среды. Амбивалентная идентичность выражается в том, что человек затрудняется идентифицировать себя однозначно520: « Ответить сложно, кто я по национальности. Мама родилась от финки и саама, бабушка — чистокровная финка. Моего отца разыскиваю, возможно, русский. С детства общалась на финском, так как жива была бабушка. Тогда кто я? Без понятия»521. Дети могут иметь этничность, отличающуюся от родительской. Некоторые информанты идентифицируют себя как русские даже если у них совсем нет русской крови. В частности, выявился случай (информант 24), когда дочь отца-финна и матери-белоруски идентифицирует себя как русская, хотя в паспорте « была записана как белоруска». Информант 36 также идентифицирует себя как «русская, советская я» (отец — финн, мать — карелофинка). Объясняется это тем, что информанты воспитывались среди русскоязычного окружения, русской культуры. Заслуживающий внимания факт: этническое переопределение у родственницы информанта 2 произошло после смены ею 517 Шлыгина Н. В. Проблемы самоидентификации финнов в современной литературе // Этнографическое обозрение. 2008. № 1. С. 133. 518 См., напр.: Скоробогатая А. А. Этническая идентичность и межкультурное взаимодействие в Северной Башкирии. М.: ТЕИС, 2008. С. 71. 519 Русский Север в исторической динамике... С. 137. 520 Швец JI. П., Русанова В. К. Молодежь Карелии в поисках этнической идентичности: проблемы и парадоксы // Молодежь Карелии в пространстве этнического самоопределения и межэтнической коммуникации: сб. ст. Петрозаводск: КГПУ, 2007. С. 67. 521 ПМА 2016 г. Информант 34. 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz