Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

Дети из межэтнических семей «склонны к манипулированию этнической принадлежностью в зависимости от конкретной ситуации»511. Об этом свидетельствуют практики выбора национальности и фамилии: «Дочь у меня даже записана в паспорте, тогда можно было выбирать, как русская »512; «У меня в свидетельстве о рождении написано отец — К...нен Н. Э., а мне фамилию мама дала свою карельскую. Моя мама была умной женщиной. Предпочитала на эту тему не говорить. И я никогда никому ничего не говорила. Мне запрещено было»513. Мать лишь незадолго перед смертью рассказала дочери, кто ее отец. Этот страх сохранился у многих финнов старшего поколения, что объясняется психологической травмой, нанесенной российским финнам в период сталинских репрессий. Подобные ситуации встречаются во многих финских семьях. Даже если семья не подвергалась репрессиям, проблемы из-за этнической принадлежности возникали на бытовом уровне: «Меня во дворе почему-то дразнили белофинкой. Было очень обидно... Учительница в школе никак не могла правильно прочитать мою фамилию. А я стояла перед классом и краснела»™. В постсоветское время ситуация кардинально изменилась. Начиная с 1990-х гг. отмечается всплеск этнического самосознания. Это связано с принятием Закона РСФСР № 1107 «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г. и Постановления Верховного совета Российской Федерации «О реабилитации российских финнов» от 29 июня 1993 г. Как следствие, некоторые представители семей с финской родословной стали идентифицировать себя как финны. Этничность покоится на социальных основаниях, а социальным категориям свойственно меняться, в течение жизни человек может даже переменить народ515. Как пишет Н. Б. Вахтин, люди «переопределяют» себя, если им это покажется полезным или если обстоятельства вынудят их к этому516. Манипулирование этничностью — одна из хорошо известных тактик поведения. В современном мире повсеместно наблюдается рост этнического самосознания, сопровождающийся повышением интереса к историческому прошлому своего народа. Это закономерная антиглобализационная тенденция. В определенных условиях и ситу ациях опора на этническое предоставляет известные преимущества. Для современных представителей семей с финской родословной восстановление и утверждение этнической принадлежности предшествующих поколений рода является не только духовной потребностью. При самоидентификации информанты, особенно молодые, склонны отыскивать у себя финские корни, так как наличие этих корней сулит определенные выгоды, в первую очередь, возможность выехать в Финляндию на постоянное место жительства. Тем более что «в 1989 году Финляндия вошла в Совет Европы, а в 1995 году была принята в Европейский Союз. Соответственно, разрешен безвизовый въезд граждан ЕС 511 Змеева О. В. «Новый дом» вдали от родины: этнические мигранты на Кольском Севере. Апатиты: КНЦ РАН, 2011. С. 8 . 512 ПМА 2011 г. Информант 1. 513 ПМА 2018 г. Информант 36. 514 ПМА 2009 г. Информант 2. 515 Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб.: П. Э. Т., 1996. С. 153. 516 Вахтин Н. Б. Языки народов Севера в XX в.: очерки языкового сдвига. С. 248. 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz