Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

времени при формировании этнической идентичности возможна ее трансформация под воздействием различных факторов. Поскольку идентичность относительна и незавершенна, интерес представляют процессы ее динамики, трансформаций, связанные с изменениями этнического самоопределения500. Как правило, этническая идентичность (или этничность) базируется на языке, культуре, религии, историческом прошлом, территории и генеалогии501. Однако большинство информантов существуют как минимум в двух культурах, поэтому нередко в случае прямого вопроса у них возникает затруднение с определением собственной этнической принадлежности. Этничность формируется под воздействием конкретных социальных, политических и культурных факторов. Пореформенный период характеризуется повышенным интересом представителей тех или иных этносов к своим историческим корням. Не исключение и финны. Дети от национально-смешанных браков обычно с рождения оказываются в нестабильной этнической обстановке, обусловленной двуязычием, симбиозом культур. В подавляющем большинстве случаев вступление в национально-смешанный брак не отражается на идентичности самих брачующихся, однако этническая ориентация детей в таких семьях становится весьма затруднительной. В 1920-е гг. впервые в советских паспортах появляется графа «национальность»502. В документах эта графа определяла не гражданство, а официальную этническую принадлежность в зависимости от этнического происхождения. А. К. Байбурин обращает внимание, что «согласно первоначальным правилам паспортизации, введенной в СССР в начале 1930-х гг., при получении паспорта допускался свободный выбор национальности, однако впоследствии он стал ограничиваться национальностью одного из родителей»503. В национально-смешанных семьях дети чаще всего при самоопределении выбирали этническую принадлежность того родителя, который идентифицирует себя с титульным народом (нацией) и/или доминирующей культурой, у которой более высокая репутация. Выбор большей частью ориентируется на социально­ культурный статус и престиж, что не исключает действия других важных факторов, в том числе семейных: прямого влияния отдельных членов семьи, личной к ним привязанности и т. п. Учитывая, что в конце 1930-х гг. финны сталкивались с серьезными проблемами из-за своей этнической принадлежности, многие старались указать в графе «национальность» «русский/русская». Как полагал один из теоретиков социальной идентичности Г. Тэджфел, социальное сравнение является одним из механизмов формирования социальной (в том числе и этнической) идентичности. Позитивные аспекты идентичности, ощущение 500 Grossberg L. Identity and Cultural Studies — Is That All There Is? // Questions of cultural identity. P. 89. 501 Дробижева JI. М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность. С. 10; Соколовский С. В. Идентичность: предложения к расширению антропологической программы исследований // Проблемы национального единства и идентичности в контексте мирового опыта. М.: Институт этнологии и антропологии, 2016. С. 2, 13. 502 Байбурин А. К. Советский паспорт: история — структура — практики. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2017. 488 с. 503 Козлов В. И. НациональностиСССР (этнодемографический обзор). С. 230-231. 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz