Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.
знаки сделаны. Они у .меня и сейчас лежат где-то. У меня еще прялка была. Я недавно эту прялку, ножная такая, соседке по даче отдала. Как с глазами плохо стало, так отдача »495. Из вещей, подчеркивающих этническую принадлежность, в некоторых семьях сохранились лишь церковные книги на финском языке: «У нас молитвенник маленький такой есть. А у сестры Библия финская, Евангелие сохранивши»*96. Со временем и они утрачивались как вещи, в которых нет надобности. Встретился очень интересный случай ритуального расставания со священной книгой: « Когда одна пожилая финка умерла, мама читача молитвы по-фински, а потом положила молитвенник в гроб в ноги. Сказала, что всё равно никто после неё не будет читать молитвы, никому молитвенник не нужен»*9'. Сама информант с грустью осознает неизбежную утрату материнской культуры. В заключение можно сказать, что в послевоенное время активно происходила аккультурация финнов. Не осталось никаких специфических черт в одежде, да и ранее они практически отсутствовали. Трудно заметить какие-либо этнические особенности в жилище, интерьере, утвари. Единственное, в чем можно отчасти усмотреть наличие бытовых финских традиций, — это пища. У потомков финских переселенцев до сих пор принято печь пироги, варить кисели и пить кофе: «Мы еще изредка пили чай, а отец у нас вообще не пил. Он даже чайник не давал, чтобы заваривать чай, где он варил кофе, он сказал: “Чтоб я там чаю не видел ”. Только кофе пили. Я и сейчас кофе много пью»т . Таким образом, у современных семей с финскими корнями общерегиональные черты культуры преобладают над этноспецифическими. В настоящее время в городских квартирах и поселковых домах наших информантов, с бытовой обстановкой которых удалось познакомиться, можно наблюдать отсутствие каких-либо примет, свидетельствующих о финском прошлом семьи, за исключением хранящихся в некоторых семьях вещей- реликвий. 3.5. Этническая самоидентификация Этническая идентичность — это чувство принадлежности к «своему» миру: отождествление себя с определенной культуфой. Этническая общность самоопределяется через противопоставление себя «другим», осознание и переживание внутригрупповой солидарности и отличий от прочих групп по комплексу признаков и с помощью «мифа об общем происхождении»499. Этническая идентификация представляет форму социальной организации культурных отличий. Идентичность рассматривается как результат процесса идентификации. Поскольку самоидентификация — это процесс, то с течением 495 ПМА 2010 г. Информант 7. 496 ПМА 2013 г. Информант 20. 497 ПМА 2010 г. Информант 7. 498 ПМА 2010 г. Информант 7. 499 Манаков Н. Г. Культурные границы и идентичность (на примере Северо- Запада Европейской России) // Идентичность и география в постсоветской России: сб. науч. ст. СПб.: Геликон Плюс, 2003. С. 121; Тишков В. А. О феномене этничности. С. 12-13. 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz