Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

хозяйство»490. Ярко иллюстрирует такое отношение пример, когда информант 11 в самом начале нашей беседы в первую очередь показала документ, в котором перечисляется имущество их зажиточной семьи (рис. 12 ). У локальных групп финнов прослеживаются известные различия в материальной культуре, связанные, прежде всего, с различиями хозяйственно­ культурных комплексов. Если ингерманландцы до выселения на Кольский полуостров имели у себя на родине хозяйственно-бытовой уклад, сходный с укладом соседних русских деревень, то у мурманских финнов быт был отчасти схож с карельским (в южной части региона) и саамским (на севере). Финские колонисты привнесли свою модель природопользования, включавшую в себя как промысел, так и занятие скотоводством и огородничеством. А. Ю. Юрченко справедливо отмечает, что именно «универсальность хозяйственной деятельности позволила финским переселенцам добиться успехов в освоении Мурмана»491. Несмотря на все жизненные перипетии, семьи стремились сохранить привычный образ жизни: « Родители, когда в Карелии жили, скотину держали. Они же от земли. Какими мы были глупыми. Нам можно было остаться жить в Петрозаводске, но родители не представляли себе жизнь без земли. Поэтому поехали в лесопункт»*92; «Яраньше на даче свиней держала, кроликов. Это у меня 494 в крови» . В связи с изменением рода деятельности менялся бытовой уклад финских переселенцев. Как отмечает О. А. Сулейманова, в «иноэтнической среде неизбежно происходит трансформация материальной культуры»494. Новая среда вызывала необходимость адаптации. Хозяйственно-бытовой уклад спецпоселенцев закономерно трансформировался в силу изменения вида занятости и перехода к урбанизированному быту. Одновременно усиливалась стандартизация образа жизни. На родине ингерманландцы были крестьянами, а в Хибинах стали рабочими. Кольские финны до репрессий конца 1930-х гг. сохраняли свой традиционный уклад. В конечном итоге скорость и направленность трансформационных процессов определялись «коллективными судьбами» разных категорий финских семей, в том числе обстоятельствами и временем переселения их на Кольский полуостров. В частности, для успешной адаптации финские переселенцы стремились, насколько это было возможно, сохранить при себе предметы, которые относили к семейным реликвиям, а также вещи, привычные и удобные в обиходе. Во многих семьях до сих пор хранятся предметы утвари или вещи, привезенные ими с малой родины и сделанные руками близких: «У мамы были связаны шторы крючком с такими витушками. Они говорят, вот фашистские 490 Сулейманова О. А. «Новые горожане» Кольского Севера: вещевое поведение переселенцев из сельской местности // Труды Кольского научного центра РАН. 2013. № 6 (19), вып. 4. Гуманитарные исследования. С. 39. 491 Юрченко А.Ю. Этнические аспекты колонизации побережья Баренцева моря... С. 9. 492 ПМА 2010 г. Информант 5. 493 ПМА 2010 г. Информант 7. 494 Сулейманова О. А. Истории переселения на Кольский Север: материально­ бытовые проблемы этнических мигрантов // Труды Кольского научного центра РАН. 2012. № 1 (12), вып. 3. Гуманитарные исследования. С. 41. 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz