Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

вычищаются»463. До деталей похожее описание той же колонии встречается у Д. Н. Островского464. Информант 28 вспоминала: « Мама рассказывала, насколько у них было чисто. Они заходили в хлев, у них дорожки такие были, домотканые, они по дорожкам идут, переодеваются и начинают доить. Все животные были ухожены, чистенькие». Баня. Большинство информантов, описывая сельский быт, вспоминали баню. Баня как тип постройки — неотъемлемый признак финской культуры, и она имеет все основания для мифологизации465. Однако, как отмечает И. Ю. Винокурова, несмотря на то что баня занимала существенное место в быту финнов, «исследователи приоритет ее появления относят к культуре новгородских словен и кривичей»466. Баня ассоциируется с мытьем как важной частью быта и, соответственно, с чистотой. Финны не могут себе представить дом без бани. Информант 5, вышедшая замуж за русского из Брянской области, с удивлением рассуждала: «Когда я в семидесятых поехала в Брянскую область, там нет бань! Они просто грели воду на печке имылись в доме в тазиках. И сейчас так. Как без бани жить?» Для бани существовала своя утварь. Так, информант 7 вспоминала банные традиции 1930-х гг. в родительской семье: «Отец у нас мылся только в деревянной посуде. У него была лоханка, кадик назывался. Мочачки он делал сам из лыка сосны». Мужчины и женщины у финнов мылись вместе, что обычно отмечается представителями народов-соседей, особенно русскими, как их этническое отличие. С появлением нового культурного опыта, например, в результате межэтнического брака, возникает рефлексия и, как следствие, переосмысление традиционно-бытовых установлений своего народа, которые ранее воспринимались как данность: «В баню мы ходили, конечно, всей семьей. Не обращая внимания ни на мужчин, ни на женщин. А потом, когда я выросла, замуж вышла, думаю, интересно, как же я ходила в баню вместе с мужиками? Внимания не обращала»461. Таким образом, в типах поселений и жилых строений прослеживались локальные традиции и некоторые из информантов имеют о них представление. Сам факт, что те или иные особенности акцентируются или даже просто упоминаются в рассказах, свидетельствует об их этнолокальной маркированности. Пища. Будучи неотделимой от хозяйственного комплекса в целом, традиционная пища в большой степени связана с природными условиями и жизнеобеспечивающими занятиями, поэтому у народов, проживающих по соседству, она во многом совпадает. Как убедительно показала Р. Ф. Никольская, «финская кухня в основе своей близка к карельской, что объясняется соседством 463 Энгельгардт А. П. Русский Север: путевые записки. С. 124-125. 464 Путеводитель по Северу России (Архангельск. Белое море. Соловецкий монастырь. Мурманский берег. Новая Земля. Печора). С. 103. 465 Харузин Н. Н. Очерк истории развития жилища у финнов. С. 25-26. 466 Винокурова И. Ю. Банные обряды жизненного цикла человека в вепсском культурном ландшафте // Труды КарНЦ РАН. 2012. № 4. Гуманитарные исследования. С. 58. 467 ПМА 2010 г. Информант 7. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz