Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

семги457. Финские переселенцы из районов Сала и Соткоярви Улеаборгской губернии, обосновавшиеся в Ёне, «разводили коров, овец, оленей. Занимались также рыбной ловлей и охотой »458. Финны жили обособленно, своими национальными общинами: « Финны на одном берегу речки, а саамы на другом »459. В 1920-х гг. финны селились вдоль Мурманской железной дороги, в том числе на станции Имандра и разъезде Белый (ныне город Апатиты). Как отмечал А. Хордикайнен, финские переселенцы применяли «комбинированный характер ведения хозяйства»: сочетание специфических саамских элементов хозяйства, таких как оленеводство, рыболовство, охота, с южными элементами — молочным скотоводством и огородничеством. Такой продуктивный метод ведения хозяйства способствовал успешной адаптации финнов на новом месте460. Внутреннее убранство в домах кольских финнов было значительно скромнее, чем у ингерманландцев, многое было сделано своими руками. С. Локко пишет в своих мемуарах: «Печную трубу складывали из плоского дикого камня. Мебель, как и повседневная посуда, были самодельные: стол вытесывался из плах сосны, миски изготавливались из березового капа, ложки были деревянные и металлические, посуда из бересты. Фарфоровая посуда использовалась как праздничная и занимала почетное место в доме. На стене висели медвежья шкура, ружье. Утварь дополняли инструменты и прялка. Также в быту использовались туохконтти — плетеные котомки из бересты. В отличие от ингерманландцев, в каждом доме кольских финнов были охотничьи лыжи »461 (рис. 54). Говоря о бытовых традициях финнов, российские авторы всегда подчеркивали чистоплотность, а также отмечали честность представителей финского народа462. Эти признаки устойчиво ассоциируются с финнами, становясь стереотипами их этнографического описания. А. П. Энгельгардт так описывает быт финской колонии Ура-Губа: «Во всех домах нас особо поразили опрятность и порядок как внутри домов, так и снаружи. В самой бедной хижине стены, пол, посуда, мебель носили следы самой заботливой чистоты, полы были устланы папоротником, на стенах развешаны картинки, на окнах занавески; женщины были одеты опрятно, так же и дети, которые не смотрелись, как обыкновенно в деревнях, неумытыми, нечесаными замухрышками. В каждом доме мы находили шкап с книжками и даже газеты. В каждом дворе есть несколько коров. Крошечные хлевы, в которые приходилось входить согнувшись, содержатся в безукоризненном порядке и ежедневно по несколько раз 457 Маслаков Н. И., Ковалевский В. К. От Соловков до Кировска // Хибиногорск. Память сердца. Апатиты: ООО «Апатит-Медиа», 2012. С. 302. 458 ПМА 2015 г. Информант 30. 459 ПМА 2015 г. Информант 29. 460 Хордикайнен А. О колонизационных особенностях Приимандровского района // Вестник Карело-Мурманского края. 1926. № 17. С. 10-11. 461 Локко С. П. Финны на Мурмане. С. 222, 225,226, 255. 462 Заднепровская А. Ю. Культура народов Санкт-Петербургской губернии (по материалам отечественной периодики XIX в.) // Финно-угры и соседи: проблемы этнокультурного взаимодействия в Балтийском и Баренцевом регионах: сб. науч. ст. СПб.: АРТ-ЛЮКС, 2002. С. 38; Лескинен М. В. «Финская честность» в российской научно-популярной литературе XIX в. С. 34. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz