Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

матери и бабушки, а папе было не до соблюдения религиозных традиций; информант 4 — круглая сирота, воспитывалась в детском доме в духе атеизма, что исключило семейную культурную преемственность. В семье родителей информанта 5 лютеранские традиции соблюдались, а в собственной семье уже игнорировались, поскольку главой семьи был русский муж, примерно такая же ситуация в семье информанта 20. Здесь сказались оба фактора: советское атеистическое воспитание и браки с русскими. Среди членов семей информантов встречаются представители разных конфессий, например иудеи (в семье информанта 2 родственники проживают в Израиле) и члены запрещенной в России организации «Свидетели Иеговы» (в семье информанта 13 родственница проживает в Финляндии). Можно сделать вывод, что сохранность финских религиозных традиций зависела, в первую очередь, от культурной политики семьи, которая, в свою очередь, определялась совокупностью объективных и субъективных факторов. Вероятность, что обе родительские стороны представлены лютеранами, в рассматриваемой нами этнической ситуации чрезвычайно мала, так же как и переход атеистов или православных в лютеранство под влиянием иноверных членов семьи. Конфессиональные противоречия чреваты семейными конфликтами, потому имеют тенденцию сглаживаться, если семья хочет сохранить себя как единство. Главными факторами, повлиявшими на утрату лютеранских традиций, следует признать советское антирелигиозное воспитание, социальное окружение, тип брака и личную заинтересованность в определенной культурной идентификации. Однако, несмотря на возросший интерес к своим этническим корням, приверженность лютеранству сохранили лишь единицы. 3.4. Материальная культура как этнический маркер При изучении истории семей финского происхождения и культурных трансформаций, которые они испытывали, большое значение имеет рассмотрение материальных аспектов жизнедеятельности. В первую очередь, акцент делался на те черты материальной культуры, на которые указывали сами информанты как на этнически специфические. Материальная культура народа — это все то, что «составляет этнически маркированный предметный мир повседневной жизни»434. Необходимо отметить, что в настоящее время каких-либо отличительных этнических особенностей в быту практически не наблюдается. Только в памяти информантов старшего поколения сохранились воспоминания о прошлом устройстве жилищ, быте и хозяйственной деятельности. Одновременно наше внимание было обращено к особенностям материальной культуры финнов, описанных в других исследованиях. Компаративный анализ позволил установить существенные различия между материальными комплексами финнов- ингерманландцев и финнов — выходцев из северных районов Финляндии. Подавляющее большинство предков информантов были крестьянами, за исключением семей 12, 22 и 36. В послереволюционный период родители информантов 2 и 10 стали жителями Ленинграда, горожанами. 434 Сулейманова О. А. Жилая среда и семейная культура: проблематика и направление исследований // Кольский север в ХХ-ХХІ вв.: культура, наука, история. Апатиты: КНЦ РАН, 2009. С. 79. 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz