Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

Отец информанта 19 был коммунистом, но «перед тем как он ушел, он принял православную веру». Уход здесь означает смерть. Обретение веры является стереотипом поведения людей преклонного возраста. Он, во-первых, свидетельствует о том, что духовные проблемы становятся актуальными с приближением к порогу' жизни, во-вторых, соответствует функции старшего поколения: быть носителями традиций. Данное явление обозначается Н. Б. Вахтиным как «регрессивное движение старшего поколения к консервативным, этнически специфичным формам духовной культуры»432. Поскольку большинство информантов родились и воспитывались в этнически смешанных семьях, они не могли получить соответствующего религиозного воспитания. В отрыве от исконных мест проживания в период атеистической пропаганды, гонений на церковь, когда лютеранские храмы повсеместно были закрыты, почти невозможно было получить религиозное воспитание. Традиции финской лютеранской церкви в семьях пытались сохранить прежде всего женщины, чаще бабушки, если таковые имелись. Следование тем или иным традициям зависело от культурно-политической лояльности семьи, ее ролевой структуры, преобладающего влияния тех или иных членов группы, стиля воспитания. О. И. Конькова считает, что значимость лютеранства как этнодифференцирующего признака зависит от возраста опрашиваемых: половина пожилых информантов, по данным исследований в северо-западном регионе, сочли этот признак существенным, а молодые люди утверждали, что в настоящее время лютеранство не является важной чертой ингерманландской идентичности433. Что касается финнов, проживающих на территории Мурманской области, то в подавляющем большинстве они придерживаются православия или атеизма, даже информанты пожилого возраста. Это различие можно связать с особенностями протекания ассимиляционных процессов на разных территориях; в нашем случае сказывались, в первую очередь, удаленность от мест некогда компактного проживания финского населения, а также изменение поселенческого статуса, особенности социальной среды, скорость адаптации и ряд других причин. Таким образом, вероисповедание не является безусловным показателем этнической самоидентификации. Только трое информантов придерживаются лютеранства (2,25 и 27). В семье 2 это связано со строгим семейным воспитанием, которым занималась бабушка, соблюдавшая лютеранские традиции. В старости и мама информанта 2 стала постоянно читать молитвы по-фински. Сама информант, когда появляется такая возможность, ходит на службу в лютеранскую церковь, отмечает праздники по григорианскому календарю. Информант 25 является активной прихожанкой евангелическо-лютеранского прихода в Мурманске. Информант 27, родившийся в Финляндии, естественно, воспитывался в лютеранских традициях. Он не считает себя воцерковленным, однако традиции старается соблюдать, иногда бывает на службе и в Финляндии, и в Мурманске. Что касается других пяти информантов из моноэтнических ингерманландских семей, то информант 1 , по всей видимости, далек от религии и был женат оба раза на русских; информант 3 в раннем детстве осталась без 432 Вахтин Н. Б. Языки народов Севера в XX в.: очерки языкового сдвига. С. 261. 433 Конькова О. И., Кокко В. А. Ингерманландские финны. С. 41. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz