Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

В иных случаях, которые встречаются чаще, создание гетероэтнической семьи сопровождалось деактуализацией всего, что имеет отношение к религиозной сфере: «У меня родители разной веры, поэтому мы никаких праздников не отмечали. И я ничего не знаю »427; «Папа в церковь не ходил. Да и мама не ходила. Только когда постарше стала, стала молиться. А папа нет. Он никогда не говорил, чпю верю или что не верю. Он как-то нейтральным был»428. По мере секуляризации семейной культуры соблюдение или несоблюдение цйрковно-религиозных норм было отдано на усмотрение бабушек. В гетероэтнических семьях, как и в моноэтнических, крещение детей осуществлялось почти исключительно по их инициативе: «Я крещен бабушкой (русской.— Е. Б), когда маленьким был. Так что крестикуменя православный»429. Если семья не отказывалась от религиозности, практиковалось венчание по православному обряду'. Так, информант 6 в интервью подчеркнула, что ее родители венчались. Предки информанта 25 венчались по лютеранскому обряду430. Для потомков финнов факт принадлежности к лютеранству стал элементом семейной мемориальной культуры. Кто-то из информантов неплохо осведомлен о бытовавших в семье соответствующих ритуальных практиках (таких явное меньшинство), другие имеют поверхностные, фрагментарные знания. Вероисповедание в качестве маркера этнической культуры относится в семейное прошлое, характеризует веру предков. Сами информанты мотивируют культурные изменения в семьях по-разному. Одна из них вспоминала, что религиозные праздники « всё по-русски отмечали »43і, причем, только до войны, а потом «не с чего было» — из-за материальных проблем, переездов. Это может удивить, поскольку информант происходит из ингерманландской моноэтнической семьи (возможно, что-то путает в силу преклонного возраста). При этом тетка, которая ее воспитывала, отмечала праздники по лютеранским правилам {«по-своему»). Сама информант в финской церкви никогда не была. История культуры семей демонсгрирует различия в религиозном поведении представителей разных поколений. По высказываниям информантов можно наблюдать такое известное явление, как усиление или даже обретение религиозности с возрастом. Оно касается старших в семье. Например, по воспоминаниям информанта 2 , первоначально религиозных традиций придерживалась только бабушка, потом, по достижении старости, — мама, теперь и сама информант. Информант 25 является одним из инициаторов возрождения лютеранского прихода в Мурманске. Ее приход в лютеранскую церковь был обдуманным шагом. Она крестилась по православному обычаю вместе с родственницей в конце 1980-х гг., потом оказалась т а перепутье», когда в Мурманск, стали приезжать проповедники всевозможных церквей и секг. В итоге выбрала евангелическо-лютеранскую церковь: « Протестантская церковь учитывает крещение по православному обычаю. Вообще, когда молодому человеку исполняется пятнадцать лет, он проходит обряд конфирмации, как бы сдает экзамен. Конфирмация — это путь во взрослую жизнь. Человек может выбирать, куда ему идти». 427 ПМА 2010 г. Информант 11. 428 ПМА 2011 г. Информант 18. 429 ПМА 2013 г. Информант 21. 430 Onella S. Muurmatmin rannan luterilaiset. P. 107. 431 ПМА 2013 г. Информант 20. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz