Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

старшими женщинами: бабушками или матерями406. Не исключение и финские семьи. По воспоминаниям информанта 2, бабушка была очень верующей и старалась пресечь атеистические высказывания внучек: «Мы сестрой в детстве дразнили бабушку: ‘‘А Бога нет, Бога нет!” Бабушка злилась на нас». Такое поведение детей соответствовало условиям и требованиям государственной социализации. Семья же в данном случае в отношении религиозных традиций занимала позицию, альтернативную государственной. В семьях отмечали религиозные праздники по григорианскому календарю, и не только Рождество, традиция которого соблюдалась и в русских семьях, вопреки всем «антирождественским кампаниям»407. В финских домах было принято «регулярное чтение Евангелия в семейном кругу»408, поддерживалась традиция пения молитв: « Бабушка по воскресеньям надевала торжественную одежду, брала толстый молитвенник и пела на финском языке молитвы. В воскресный день она не работала »409. В семье информанта 20 хранительницами религиозных традиций были тети, незамужние сестры матери: « После революции ходили свободно за границу (на территорию Финляндии. — Е. Б.). Они в церковь туда ходили». Информанту от тетушек достался сборник псалмов, хранящийся в качестве семейной реликвии (рис. 68 ). В семьях с другими культурными установками религиозные традиции не соблюдались. Информант 22 вспоминал: « Родители были коммунистами и атеистами. Ну, раз они атеисты, значит, и я атеист». Аналогичная ситуация была в семье информанта 12: «Не знаю почему, но бабушка была атеистом. И, кажется, она даже не была крещена». Именно поэтому, считает информант, никакие религиозные обычаи в семье не соблюдались. Сохранение традиций, в особенности религиозных, закономерно ассоциировано со старшими в семье, оно представляет их культурную роль. В целом же только в одной из рассмотренных семей бабушке удалось привить своим внукам устойчивую приверженность к лютеранской церкви (информант 2 ). Лютеранские традиции информанты связывают, прежде всего, с соблюдением праздников по григорианскому календарю: «Рождество двадцать пятого декабря отмечали »410; «Рождество отмечали двадцать пятого декабря, у нас ёлка была»т ; «Когда был жив отец, отмечали лютеранское Рождество »412; «Отец всегда двадцать пятого декабря отмечал Рождество. И православное отмечал. Он всё отмечал»413; «Рождество — большой праздник. Все дети очень ждут. Делать принято пирог из брюквы 406 Чирин В., Кудрявцева А. 400 лет назад на территории Петербурга иЛенобласти поселились ингерманландские финны. Кто они и как сейчас живут их потомки // Бумага: интернет-газета. URL: https://paperpaper.ru/photos/ingria-facts (дата обращения: 21.11.2018). 407 Душечкина Е. В. Русская елка. История, мифология, литература. СПб.: ЕУ СПб, 2012. С. 234-235. 408 Лескинен М. В. Образ финна в российских популярных этнографических очерках... С. 182. 409 ПМА 2009 г. Информант 2. 410 ПМА 2011 г. Информант 1. 411 ПМА 2009 г. Информант 6 . 412 ПМА 2009 г. Информант 10. 413 ПМА 2013 г. Информант 21. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz