Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

Иногда крещение по православному образцу проводил лютеранский священник из-за недостатка православных священников. После принятия в 1990 г. Закона «О свободе вероисповеданий» отношение к религии стало меняться401. В первую очередь активизировалось возрождение финских лютеранских приходов на территории Ленинградской области (Ингерманландии)402. В. И. Мусаев подчеркивает значение Евангелическо- лютеранской церкви Ингрии «в консолидации российских финнов и в поддержании их этнического сознания»403. В этот же период началось возрождение Мурманского лютеранского прихода. Приход лютеран города Мурманска и Мурманской области, в то время входивший в состав Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии, был зарегистрирован 27 ноября 1992 г. При этом у прихода не было собственного пастора, отсутствовало постоянное помещение для собраний. В 1999 г. в город Мурманск был направлен на постоянное служение Александр Волчок, окончивший семинарию церкви Ингрии в селе Колтуши Ленинградской области. В 2001 г. благодаря помощи Всенорвежской саамской миссии было приобретено приходское помещение. В 2007 г. в Мурманской области начал действовать лютеранский приход в поселке Ревда. В настоящее время оба прихода входят в Карельское пробство404. Согласно сведениям, полученным от информанта 25, фактически действует только один евангелическо-лютеранский приход в Мурманске, так как в Ревде нет пастора и там очень маленькая группа прихожан. Мурманский приход в декабре 2015 г. насчитывал 59 прихожан, из них только один (информант 25) с финской родословной. Было начато строительство храма. Средства на строительство поступают из Финляндии. Согласно сведениям, полученным от пастора города Мурманска, «на данный момент в приходе где-то сто полноправных членов. Люди приходят не по национальному признаку, а узнав основы лютеранского вероучения, становятся членами прихода. Тем более что крещение у нас с православными и католиками едино. Национальный вопрос в религиозной жизни отходит в сторону »405. Пастор не финн, службы проходят только на русском языке. По свидетельствам информантов, в большинстве семей в прошлом соблюдались лютеранские традиции (1 ,2 ,4 , 5, 6 , 10, 11, 15,20,21,25,28,31). Как правило, любая религиозно-ритуальная практика поддерживается в семьях 401 БардилеваЮ. П. Этнические общности ирелигиозные группы наКольскомСевере. С. 44. 402 Волчок А. Становление лютеранской церкви на Мурмане // Только Христос: портал. URL: ikmurmansk.ucoz.ru (дата обращения: 03.02.2015). 403 Мусаев В. И. Возрождение религиозной жизни российских финнов-лютеран в 1960-1990-х годах // Российские финны: вчера, сегодня, завтра: сб. ст., посвящен. 20-летию Ингерманландского союза финнов Карелии. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2010. С. 168. 404 Дыба О. В. Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии на территории России: Карельское пробство // Российские финны: вчера, сегодня, завтра: сб. ст., посвящен. 20-летию Ингерманландского союза финнов Карелии. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2010. С. 160. 405 ПМА 2019 г. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz