Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

Рис. 73. Здание бывшей кирхи в г. Полярный (Александровск). Источник: из материалов МБУК «Городской историко-краеведческий музей г. Полярный» К началу 1939 г. в СССР не осталось ни одного действующего лютеранского храма, пасторы и активные прихожане были расстреляны или сосланы397. Обрядовая жизнь переместилась в домашнее пространство. Невзирая на строгий запрет властей, в финских селениях Мурманской области люди продолжали праздновать Рождество. По воспоминаниям С. Локко, готовились к празднику основательно: «Забивали скот, варили и коптили колбасы, окорока, рыбу, из замороженного впрок молозива делали пресный сыр-юуусто, привозили хранившиеся в родниках бочонки с морошкой и, конечно же, наряжали рождественскую елку»398. О соблюдении религиозных традиций в семье рассказала, в частности, информант 6 , у которой отец — лютеранин, мать — православная. В этой семье, пока был жив отец, религиозные праздники отмечали по григорианскому календарю: « Рождество отмечали двадцать пятого декабря, у нас ёлка была, игрушек тогда никаких не было, сами мастерили, из бумаги клеили. Папа всегда считал за большой праздник ». Родители приглашали в гости соседей, устраивали застолье с музыкой: «У отца была скрипка. Потом он вторую сам сделал. Та скрипка была как игрушечка. Папа играл на скрипке, а сосед Палтонен на гармошке». Исследователи отмечали, что многие американские финны увлекались игрой на музыкальных инструментах399. Подобные семейные праздники способствовали укреплению родственных и соседских взаимосвязей, подтверждали общность семейных традиций. В период Второй мировой войны на оккупированных советских территориях финские власти стали восстанавливать приходы. «Всех детей до 10 лет священники обязаны были крестить, без этого не выдавались продовольственные карточки». Насильственное обращение в лютеранство православных жителей было запрещено400. 397 Мусаев В. И. Ингерманландский вопрос во взаимоотношениях и внутренней политике России и Финляндии. 398 Локко С. Жизнь уходила вместе с теплом // Мурманский вестник. 2006. № 33. 25 фев. 399 Суутари П. Музыка в жизни финских иммигрантов в Карелии // Финский фактор в истории и культуре Карелии XX века. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2009. Вып. 3. Гуманитарные исследования. С. 235. 400 Никулина Т., Киселева О. Противостояние СССР и Финляндии в годы Второй мировой войны: взгляд гражданского населения Карелии. С. 281. 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz