Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

мере того, как собственно этнические признаки культуры размывались, вероисповедание оставалось единственным признаком различия»388. В 1870 г. состоялся первый визит викария на Мурман, в Ууру (Ура- Губа)389. В 1874 г. колонисты построили в Ура-Губе первую часовню, впоследствии преобразованную в кирху390. Пастор посещал мурманское побережье один раз в три-четыре года, но прихожан такая ситуация не устраивала, и они «готовы были нести расходы на содержание постоянного пастора»391. Несмотря на малочисленность населения Кольского Севера и на тяжелые условия жизни, колонисты старались придерживаться лютеранских традиций. Поселившись на новых землях, они продолжали сохранять свое вероисповедание: браки заключались в лютеранской церкви, детей регистрировали в лютеранском приходе392 (рис. 42). Помимо сохранения традиционного вероисповедания в собственной среде финские колонисты, как указывает П. В. Федоров, «пытались склонить к лютеранству саамов и на этой почве между ними возникали конфликты»393. С другой стороны, Ю. II. Шабаев, А. П. Садохин, А. Ю. Кузнецова и Н. В. Шилов обращают внимание на то, что «русская администрация и православная церковь старались укреплять позиции православия и противостоять «панфинской» пропаганде всеми возможными способами»394. В 1905 г. в Александровске был открыт евангелическо-лютеранский приход «во главе с пастором Ахти Густавом Вуотилой»395. Здание кирхи было построено в Александровске в 1907 г. В 1922 г. обе кирхи были закрыты. В советское время в здании бывшей кирхи Александровска располагались мастерские Северного флота. В 2003 г. строение было снесено396 (рис. 73). 388 Хакамиэс П. Восток и Запад — отражение границы в этнических взаимоотношениях в Восточной Финляндии // Народные культуры Русского Севера: мат-лы российско-финского симпозиума. Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. С. 19-20. 389Ervasti А. V. Suomalaiset jaameren rannalla: Matkamuistelmia. P. 65. 390БардилеваЮ. П. Финские церкви: история и современность. С. 25; Орехова Е. А. Колонизация Мурманского берега... С. 121-122. 391 Материалы по статистическому исследованию Мурмана: описание колоний Восточного берега и Кольской губы. Т. II, вып. I. С. 205. 392Onella S. Muurmannin rannan luterilaiset. P. 100, 107. 393 Федоров П. В. История Трифоно-Печенгского монастыря (1886-1917). Мурманск, 1996. С. 44. 394Русский Север в исторической динамике... С. 132. 395 Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере в досоветский период // Региональные программы основных и дополнительных курсов по религиоведению. Мурманск, 1994. С. 141. 396ГААО. Ф. 1. Оп. 7. Д. 199. Л. 2,5,8-1; Ф. 75. On. 1. Д. 2963. Л. 1-2; БардилеваЮ. П. Этнические общности и религиозные группы на Кольском Севере: история и современность //'Живущие наСевере: образыи реальность. Мурманск: МГПУ, 2006. С. 40. 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz