Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

цель присоединения этих территорий. В путеводителе он дает подробные статистические данные, описывает колонистов и их быт. А. В. Эрвасти оправдывал финское присутствие тем, что аборигенные жители территории колтга-саами как «слабый брат» нуждались в защите от норвежцев. Вели-Пекка Лехтола интересовали взаимоотношения между колтта-саами и финнами. Он считал, что финны относились к саамам как «завоеватели», и такое отношение было широко распространено среди финских поселенцев. Поэтому Лехтола интерпретировал финскую аннексию Петсамо (ГІеченги) как колониалистскую. Он рассматривает период Петсамо как период интереса Финляндии к северным регионам. Ю. К. Нюссонен не столь категоричен, как В. П. Лехтола. Он отмечает, что серия вооруженных экспедиций дает право говорить о колониальных чертах освоения финнами побережья. Названия мест были изменены на финские. Язык управления стал финским, что подчеркивает желание администрации сделать регион финским и придает данному процессу завоевательный характер. Однако Ю. К. Нюссонен отмечает и положительную сторону финской колонизации, которая состоит, в частности, в модернизации района Петсамо (проведение дороги, появление никелевой шахты, порта Лийнахамари), хотя она была неполной и в конце концов прервалась. В результате Ю. К. Нюссонен приходит к выводу, что со стороны Финляндии это была культурная колонизация. Изучению проблем формирования финского населения региона, межэтнических взаимоотношений и процессов этнической идентификации способствовали исследования, посвященные как общим вопросам формирования этничности, так и этнокультурной идентификации отдельных локальных диаспорных и дисперсных групп: работы В. А. Тишкова, Ю. П. Шабаева, А. В. Черных и М. С. Каменских, Д. Г. Коровушкина и ряд других26. В настоящее время финнов Мурманской области можно с оговорками считать этнодисперсной группой. Этнодисперсная группа — расселенная этническая группа, представители которой проживают не компактно, а рассеянно, ее нельзя назвать устойчивым сообществом, кроме того, она не имеет каких-либо этнических объединений для поддержания своей культуры. Учитывая характер расселения финнов на Кольском Севере на сегодняшний день, к ним можно применить это обозначение, хотя, на наш взгляд, оно недостаточно разработано. В данном исследовании общность «финны» рассматривается в историческом ракурсе, поэтому мы отдаем предпочтение понятию «этнолокальная группа» в тех случаях, когда речь идет о локализации финских переселенцев определенного периода на Кольском Севере («финны-колонисты Мурмана») или о специфической их связи с территорией выезда («американские финны»). Локальный показатель выступает в качестве дополнительного 26Тишков В. А. О феномене этничности; Он же. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии; Шабаев Ю. П., Шилов Н. В., Денисенко В. Н. Язык и этничность: дискуссия о языковой политике в регионах проживания финно-угров // Этнографическое обозрение. 2009. № 2. С. 92-105; Черных А. В., Каменских М. С. Этнодисперсные группы народов Пермского края. Белорусы: миграционные и этнические процессы // Вестник Пермского научного центра. 2014. № 1. С. 100-109; Коровушкин Д. Г. Диаспоры в Западной Сибири: особенности этнокультурного развития сельских сообществ в конце XIX — начале XXI в.: автореф. дис.... д-ра ист. наук. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2009. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz