Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

В настоящее время наблюдается глубокий и закономерный общественный и научный интерес к религиозным аспектам социальной жизни, проблеме религиозной толерантности, В этой связи сохраняет актуальность вопрос о религиозных традициях в семьях различных этнических групп, в том числе и финских. По вероисповеданию подавляющее большинство российских финнов ранее традиционно относились к лютеранской церкви. Лютеранская церковь вплоть до XX в. являлась для финнов важным этнодифференцирующим признаком383. Лютеранская вера остается для старшего поколения символическим этническим маркером, при этом «действие данного маркера обращено назад, в прошлое: ссылки на религиозность родителей, бабушек устанавливают особость происхождения, отсылают к той самой сохранности традиции, которая составляет важную часть группового самосознания»384. Обратимся к этому аспекту этнических финских традиций, который в семейной культуре наших информантов стал почти не выражен в результате смешанных браков преимущественно с православными — русскими и карелами. Как известно, лютеранство распространилось в Финляндии после 1526 г. Благодаря Реформации произошел толчок в развитии национальной культуры, финский народ получил собственную письменность. Был переведен «на финский язык Новый Завет, ставший одновременно и первым букварем»385. С. В. Лурье пишет: «Как религиозная обязанность рассматривается финнами умение читать. Ведь каждый лютеранин должен знать текст Священного Писания и уметь его толковать»386. Вплоть до 1930-х гг. на территориях компактного расселения финнов, несмотря на проживание в государстве, где господствующей религией было православие, существовала сеть лютеранских приходов и церковно­ приходских школ, дающая подрастающему поколению элементарные знания о христианской вере387. Как считает ГІ. Хакамиэс, в тот исторический период вероисповедание «являлось официальным признаком этнической группы. По 3.3. Религия и ритуально-праздничная культура 383 Чистяков А. Ю. Трансформации этнического самосознания ижоры и води П Малые этнические и этнографические группы: сб. ст., посвящен. 80-летию со дня рождения проф. Р. Ф. Итса. СПб.: Новая альтернативная полиграфия, 2008. Вып. 3. Историческая этнография. С. 253; Яловицына С. Э. Финны-лютеране и межконфессиональные отношения в Карелии 1990-х годов // Финский фактор в истории и в культуре Карелии XX века. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2009. Вып. 3. С. 441. 384 Вахтин Н. Б., Головко Е. В., Швайтцер П. Русские старожилы Сибири: социальные и символические аспекты самосознания. С. 17. 385Бардилева Ю. П. Финские церкви: история и современность. С. 22. 386 Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания: опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994. С. 91-92. 387 Яловицына С. Э. Лютеранская церковь в жизни российских финнов // Российские финны: вчера, сегодня, завтра: сб. ст., посвящен. 20-летию Ингерманландского союза финнов Карелии / науч. ред. Е. И. Клементьев. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2010. С. 148. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz