Бусырева, Е. В. Судьбы финнов Мурманского региона: семейная история и культура / Е. В. Бусырева ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кольский научный центр Российской академии наук, Центр гуманитарных проблем Баренц региона. - Апатиты : Кольский научный центр Российской академии наук, 2019. - 176 с. : ил., портр., табл.

церковные и хозяйственные книги346. Однако грамотность финских крестьян отмечали бытописатели конца XIX в.347Российские политики конца XIX в. также обращали внимание на «высокий престиж образования», существовавший в Финляндии348. Большой вкчад в распространении грамотности среди финского населения внесла лютеранская церковь. Для прохождения обряда конфирмации все молодые люди должны были быть грамотными, чтобы уметь читать молитвы. Кроме того, «после 1686 года к венчанию допускались только грамотные молодожены»349. Высокий процент грамотности среди финских колонистов отмечали чиновники и ученые, посещавшие Западный Мурман на рубеже веков. Поскольку дети колонистов не имели возможности посещать школу, грамоте их обучали матери350. Поэтому не удивительно, что, согласно данным статистической экспедиции 1899 г., все жигели-лютеране старше шести лет были грамотны351. В 1920-х гг. провозглашалась политика культурного развития национальных меньшинств352. В рамках политики «коренизации» в конце 1920-х — начале 1930-х гг. в районах компактного проживания финнов были созданы национально-административные единицы. В Мурманском округе национальным финским районом был утвержден Александровский (Полярный) район353. Вся документация велась на финском языке, в местах компактного проживания финнов были созданы финские школы354. В соседней Карелии правительство, состоящее преимущественно из финнов, немало содействовало приданию 346Карху Э. Г. Финско-русские литературные связи ХІХ-ХХ веков. С. 54 -55. 347Лескинен М. В. Образ финна в российских популярных этнографических очерках последней трети XIX в. // Многоликая Финляндия. Образ Финляндии и финнов в России. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. С. 181. 348 Витухновская М. А. Бунтующая окраина или модель для подражания: Финляндия глазами российский консерваторов и либералов второй половины XIX — начала XX веков // Многоликая Финляндия: образ Финляндии и финнов в России: сб. науч. ст. ВеликийНовгород: НовГУ им. ЯрославаМудрого, 2004. С. 121. 349 Киуру Э. С., Суни Л. В. Очерк культуры российских финнов. С. 45; Заднепровская А. Ю. Ингерманландские финны. С. 531; Архимандрит Августин (Никитин). Карельские и финские переводы богослужебных книг (страницы истории) // Финно-угры и соседи: проблемы этнокультурного взаимодействия в Балтийском и Баренцевом регионах. СПб.: АРТ ЛЮКС, 2002. С. 253; Бардилева Ю. П. Финские церкви: история и современность. С. 22; Расила В. История Финляндии. С. 507. 350 Путеводитель по Северу России (Архангельск. Белое море. Соловецкий монастырь. Мурманский берег. Новая Земля. Печора) / составлен Д. Н. Островским. СПб.: Издание Товарищества Архангельско-Мурманского пароходства, 1898. С. 103; Воленс Н. В. Колонисты Мурмана и их хозяйство: материалы статистико-экономического исследования 1921-1922 гг. С. 14. 351Материалы по статистическому исследованию Мурмана: описание колоний на запад от Кольской губы до границ Норвегии. Т. И, вып. II. С. 23. 352Конькова О. И., Кокко В. А. Ингерманландские финны. С. 13-14. 353Административно-территориальное деление Мурманской области (1920-1993 гг.). С. 102. 354Киселев А. А. Гулаг наМурмане: репрессии 30-50-х годов XX века. Мурманск: МГПУ, 2008. С. 80. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz